1946 год: рождение бикини
Месье Луи Реар, наверное, был странным человеком. Будучи инженером-автомобилистом, в 1940-х годах он возглавил парижский бизнес по производству нижнего белья своей матери. Вскоре после этого на пляжах Сен-Тропе его посетило озарение: он заметил, что женщины закатывают края своих купальных костюмов, чтобы получить больше загара, и решил создать модель, в которой пупок, эрогенная зона, которая раньше была под запретом, оставалась бы на виду.
Для точности следует отметить, что первый двухслойный купальник уже был создан некоторое время назад дизайнером Жаком Хеймом, который назвал его «Atome», атом, хотя он был не таким уж и маленьким, но состоял из воланистого бюстгальтера и трусиков. Однако именно Реару мы обязаны современным дизайном и запоминающимся названием — бикини. С момента своего появления летом 1946 г. купальный костюм «треугольник» стал одним из самых противоречивых героев моды: его прославляют за вклад в эмансипацию женщин и критикуют за превращение их в объект желания. Однако за 75 лет своей почетной карьеры он выдержал скандал, отмахнулся от критики и доказал, что достоин своего имени.
Почему название «бикини»?
Да, название. Как оно появилось в голове инженера Реарда? Да просто из газет. В начале того 1946 года США проводили ядерные испытания на атолле Бикини, посреди Тихого океана, что вызвало сенсацию во всем мире. А месье Реар получил еще один удар током: он решил назвать свой двухслойный купальник «Бикини», будучи уверенным, что каждая женщина, надевшая его творение, будет обладать таким же взрывным эффектом, как и атомная бомба.
Он был прав, и он понял это, когда продемонстрировал эти четыре треугольника, сделанные из 30 дюймов ткани (всего чуть более 76 см) и напечатанные, как страница газеты, в парижских бассейнах Молитор. Ни у одной модели не хватило смелости надеть их, поэтому он нанял 19-летнюю стриптизершу из Casino de Paris Мишлин Бернардини, которая в тот день вошла в историю и, как говорят, получила сотни брачных предложений.
Между стремлением к свободе и эпатажем
Бомба сброшена. И она дефлагирует стремление к свободе, эмансипации, женственности женщин, которые во время Второй мировой войны работали на заводах или в офисах вместо отправленных на фронт мужчин. Однако это происходило маленькими шажками. Для обычных женщин ношение бикини долгое время оставалось табу. Те, кто осмеливается, рискуют. Ватикан запрещает, а в Италии министр внутренних дел Марио Скельба приказывает полицейским с рулеткой в руках патрулировать пляжи и штрафовать девушек, которые носят трусики-бикини, не соответствующие «нормам»: меньше 40 см — это нарушение общественного приличия.
То, что мы сегодня считаем само собой разумеющимся и что уже в IV веке носили женщины Древнего Рима, о чем свидетельствуют мозаики виллы дель Казале на площади Армерина, должно было преодолеть тысячу трудностей, прежде чем появилось на свет. Но с таким именем и силой патент № 19431, поданный инженером Реаром, не мог остаться в одиночестве.
Кинозвезды и бикини
Именно новые кинозвезды сделали бикини иконой моды: в Италии — Лючия Бозе и Джина Лоллобриджида на «Мисс Италия 1947», София Лорен, чьи фотографии в качестве «Мисс Элеганза 1950» обошли весь мир, Мариса Алласио, которая в фильме Дино Ризи «Poveri ma belli» предстала в бикини, не оставляющем желать лучшего, Адриана Бенетти, вызвавшая скандал в еженедельнике Tempo Illustrato. Во Франции есть лолита Бриджит Бардо, в Англии — бохо-шик Джейн Биркин, но именно в Голливуде благодаря Мэрилин Монро и целому ряду актрис с потрясающей чувственностью «бомба-бикини» взрывается с наибольшим грохотом.
Затем, в 1962 году, появилась она, первая девушка Бонда Урсула Андресс, которая в фильме «007 — Лицензия на убийство» вышла из моря в белом бикини, ставшем предметом легенды: о нем мечтали (все мужчины), ему подражали (Халли Берри в оранжевом варианте в другом фильме саги, в 2002 году), его желали (проданный 20 лет назад на аукционе за 41 000 евро и вновь выставленный на продажу в ноябре прошлого года со стартовой ценой в 300 000 долларов), он произвел окончательный переворот в сознании скромницы.
Эволюция бикини
Эластичный в 1970-х, спортивный в 1980-х, оберегающий логотипы в самых неожиданных местах в 1990-х, пока не трансформировался в монокини (топлесс), танкини (с более непрозрачным верхом), тангакини (с трусиками, сведенными к стрингам), трикини (с топом и трусиками, скрепленными полосками ткани), бикини экспериментировало со всеми материалами, цветами и дизайном, с воланами, шипами и вышивкой, множеством бретелек или одной, мягкими или микрочашечками, трусиками-бонсай или эффектом пояса…
И все же она всегда всем нравится, потому что на практике доказывает, что бодипозитив — это не просто слово, а смелая месть любой фигуры. А поскольку каждый силуэт по-своему уникален, неповторим и прекрасен, то именно в бикини он находит своего самого маленького, бесстрашного и сильного союзника.
Возможно, мы не все похожи на сестер из клана Кардашьян-Дженнер, но мы даже можем быть похожи на них, которые вторглись в социальные сети, надев свои бикини «вверх ногами»: то есть они расположили ту часть верхней одежды, которая обычно находится под грудью, по бокам, введя последнюю моду на пляжах. Этот случай, который мог бы стать ошибкой в образе, вместо этого напоминает нам, что бикини всегда рифмуется с дерзостью и революцией. Нравится? Не нравится? Неважно: он — звезда нашего лета, вдохновляющая нас на преодоление страхов и стеснений, подстраивающаяся под силуэт и вкусы каждого. И который еще долго будет поддаваться игре, единственное мужское существительное, способное следовать нашим ритмам и потакать в нескольких сантиметрах нашему безграничному стремлению к свободе. Даже не носить ее.