В небе Италии становится все более тесно. В период с 2016 по 2019 год в Национальное управление гражданской авиации Enac за разрешением на полеты беспилотников обратились 650 компаний. Таковы данные исследования Обсерватории дронов Миланского политехнического института, созданной более 1 года назад для мониторинга рынка, оборот которого в 2018 году составил около 100 млн евро: да, молодой, но готовый к взлету.
Мы уже следим за многими проектами, но лучшее еще впереди», — говорит Кристина Росси Ламастра, экономист по промышленности и научный руководитель Обсерватории. «В Турине по случаю праздника Сан-Джованни в июне прошлого года рой дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (так они называются на техническом жаргоне, прим. ред.) устроил световое шоу. В Апулии, в борьбе с вредителями оливковых деревьев, эти устройства точно указывают участки, на которых необходимо применять пестициды. По мере развития технологии будут открываться новые возможности, которые будут оказывать все более существенное влияние на жизнь людей».
Беспилотники помогают в чрезвычайных ситуациях
В недавних кризисных ситуациях поддержка приходила и сверху. «В муниципалитетах района Лодиджано, которые первыми попали в карантин из-за коронавируса, дроны следили за территорией и доставляли товары первой необходимости», — говорит Паола Оливарес, инженер и руководитель проекта «Обсерватория дронов» Миланского политехнического института. А во время пожара в соборе Нотр-Дам в Париже в июле прошлого года благодаря съемке в режиме реального времени пожарные знали, куда направить струи воды, чтобы усмирить пламя». В обоих случаях беспилотники взлетели, поскольку не представляли опасности для людей на земле. По сути, узел, который необходимо развязать, прежде чем летающие роботы станут еще более активными участниками процесса спасения человеческих жизней, таков: избегать возможных столкновений с другими летательными аппаратами и сбрасывать устройства на толпу.
«По мере повышения уровня безопасности все больше и больше проектов будут вводиться в эксплуатацию», — поясняет Алессандро Карди, инженер и заместитель генерального директора Enac, одного из первых европейских органов, регулирующих этот сектор, а с 1 июля вступают в силу европейские нормы. «Например, транспортировка медикаментов и анализов из одной больницы в другую или перевозка пакетов с кровью и электромедицинского оборудования в случае аварий. Идея состоит в том, чтобы создать сеть для защиты здоровья, объединяющую, в частности, наиболее изолированные сообщества».
Беспилотники создают возможности для трудоустройства
Если не считать чрезвычайных ситуаций, то это уже бум, который касается всех нас, как это было в прошлом с появлением парового двигателя, электричества или компьютера. Несмотря на то, что эти технологии сильно отличаются друг от друга, все они являются технологиями «общего назначения», т.е. могут применяться во многих областях», — говорит Кристина Росси Ламастра. Нас ожидает очередная промышленная революция: появятся стартапы и новые профессии, например, пилоты беспилотников или программисты. В то же время многие существующие профессии претерпят изменения».
Некоторые опасаются возможной потери работы в связи с этим нововведением. «Напротив, это возможность», — возражает профессор. «Даже повторяющиеся работы станут более квалифицированными, поскольку потребуют сложных навыков. Например, чтобы провести инвентаризацию склада, больше не придется подниматься и спускаться по лестнице: вы будете дистанционно управлять дроном, который будет считать посылки». А самые опасные работы будут хотя бы частично заменены беспилотниками, как это уже делается при мониторинге отдельных участков линий электропередач или энергообъектов».
Беспилотники повышают мобильность
Некоторые люди опасаются появления у себя во дворе летающей камеры, это правда. Но знаменитый GDPR, регламент ЕС о защите персональных данных, распространяется и на эти устройства. А пицца, доставленная на балкон, как мы видим в некоторых рекламах? Может быть, мы к этому и придем, но не скоро, поскольку спутниковая система должна опираться на географические координаты с точностью до сантиметра», — продолжает инженер Алессандро Карди. «В течение пяти лет, безусловно, начнутся первые проекты городской доставки, согласно модели, которая, однако, не предусматривает доставку посылки на дом. Скорее, идея состоит в том, чтобы создать в городе ряд станций, где можно будет забрать товар, доставленный беспилотником, примерно так же, как это сделала компания Amazon с камерами хранения в супермаркетах».
Для любителей научной фантастики мечтой остается воздушное такси: сажусь в него, выбираю точку на цифровой карте и через несколько минут оказываюсь на месте. Это один из возможных сценариев», — заключает Кристина Росси Ламастра. «Это совместное передвижение, способное разгрузить дороги, а значит, привлекательное для миллениалов. Но экономически это непросто: нужно пересматривать инфраструктуру городов, строить взлетно-посадочные платформы. Я думаю, что это более целесообразно в развивающихся районах, которые еще предстоит спроектировать».
3 вещи, которые нужно знать об игрушечных беспилотниках
— Беспилотники весом менее 250 г считаются игрушками. Это означает, что управлять ими может любой, даже несовершеннолетний, без прохождения курсов (необходимых для тех, кто превышает этот вес).
— Устройство не должно иметь камеры. На упаковке должен быть европейский знак соответствия CE.
— Существуют ограничения на использование на открытых общественных территориях. Беспилотник должен летать в пределах видимости и ни в коем случае не вблизи общественных парков, памятников, площадей и аэропортов.