Давным-давно существовали магазины — царство «спроси-посмотри» и «возьми на дом». Затем появилась электронная коммерция — триумф предложения по щелчку мыши. Сегодня шопинг стал «фигитальным», то есть сочетающим в себе физические и цифровые покупки. Согласно отчету Shopify, за последний год 84% потребителей совершали покупки в Интернете по сравнению с 65%, выбравшими магазин. «Блокировка не только позволила нам ощутить преимущества цифровых технологий, но и напомнила об уникальности реального опыта», — отмечает Николо Андреула, стретегический консультант и экономист, автор книги #Phygital. Новый маркетинг между физическим и цифровым» (Hoepli). «Это осознание отражается в поиске нового опыта покупок, способного сочетать непосредственность онлайна и взаимодействие офлайна».
Это и распространение бесконтактных систем оплаты в магазинах, и услуги бронирования, позволяющие миновать очередь в кассу, и последние технологические новинки — дополненная реальность, позволяющая дистанционно примерять товары, и мегасенсорные дисплеи в магазинах, на которых можно увидеть целые коллекции. Но где мы будем делать покупки в будущем? «Мы будем полагаться на Интернет, чтобы сэкономить время, заказать еду на дом или купить «стандартные» товары. Магазины станут местами, где мы сможем познакомиться с продуктом, открыть для себя бренд, почувствовать себя частью сообщества», — прогнозирует Андреула. Сегодня покупатель все больше становится «прозумером», требовательным потребителем, который активно участвует в выборе продукта, разделяет его ценности и создает его успех».