Цифровая революция переплюнула наш способ совершения покупок: поднимите руку, если, выключив экран компьютера или телефона, вы все еще не чувствуете желания окунуться в атмосферу, прикоснуться к предмету одежды, испытать волнение. Почувствовав новую потребность, магазины подготовились к тому, чтобы предложить «омниканальный» путь, способный привести реальный и виртуальный миры в диалог и повести физические магазины в будущее. Анализ Confimprese подтверждает это: к концу 2021 года в Италии откроется 828 магазинов, из которых 190 будут магазинами одежды и аксессуаров, а 109 — магазинами товаров для дома и мебели.
Используйте веб-руминг: сначала информируете себя, потом покупаете
Что же нового предложит нам розничная торговля в нашем сердце? Мы увидим все более подготовленный и сопереживающий торговый персонал, поскольку магазин должен оставаться местом взаимодействия, но у нас также будет гораздо больше технологических возможностей. Мы возвращаемся к «присутствию», чтобы получить гибридный опыт покупок, потому что щелкать мышкой с дивана дома — это весело, но этого недостаточно: все чаще мы замечаем товар в электронных магазинах или Instagram, пробуем его в магазине и покупаем онлайн.
Или мы делаем «веб-руминг» — привычку, характерную для миллениалов: ищем информацию в Интернете, а покупаем в магазине. В любом случае магазин остается местом встречи покупателя и компании, где при помощи персонального продавца или интерактивных мониторов покупка превращается в приятную, но менее компульсивную игру, с небольшим правом на ошибку (и, соответственно, небольшим количеством возвратов, что по-прежнему является «ахиллесовой пятой» электронной коммерции).
Позвольте чатботу консультировать вас
Если некоторые цифровые решения, такие как виртуальные примерочные, еще не стали реальностью, то другие услуги уже стали обыденностью. Например, возможность доступа к специализированному онлайн-контенту в магазине (путем сканирования QR-кодов на бирках) или Click & Collect, позволяющая покупать товары в Интернете и забирать их в магазине без оплаты доставки. И в инновациях нет недостатка.
В сети Sephora, например, невозможность тестирования продукции (из-за Covid) привела к установке экранов, обрамляющих лицо и позволяющих виртуально создать собственный цифровой образ. В Yamamay персональные покупатели используют мобильную систему оплаты, позволяющую расплачиваться, не проходя через кассу, а мобильный чатбот Anna (программа, имитирующая разговор) предлагает наиболее подходящую одежду и аксессуары, не проводя при этом анализа стиля. А компания Timberland установила в некоторых магазинах цифровые примерочные — виртуальные примерочные, в которых аватар надевает выбранную вами одежду, не заставляя вас тратить время на стояние в очереди.
Попросите аватара примерить одежду
Нет недостатка в примерах и за рубежом: в магазинах Nike в Париже, Нью-Йорке и Шанхае среди множества предлагаемых услуг есть целая цифровая стена для связи с международным спортивным сообществом, можно примерить спортивные бюстгальтеры в цифровом формате благодаря алгоритму, который определяет идеальную посадку и подгоняет одежду в магазине.
H&M в Германии запускает современный сканер тела: покупатели получат аватар с размерами собственного тела, на котором смогут примерить одежду из новой коллекции. В то же время гигант электронной коммерции класса люкс Net-A-Porter, не имеющий опыта продаж в физическом канале, делает ставку на розничную торговлю, открывая поп-ап в Лондоне. А в Варшаве концептуальный магазин Modivo предлагает только большие помещения, заставленные диванами и видеостенами. Никакой одежды, только 21 терминал, на котором можно просмотреть товар, выбрать его и доставить в примерочную из 70 тыс. единиц одежды 250 марок. С помощью дисплея можно отрегулировать освещение, выбрать цвет одежды и, наконец, вызвать сотрудника для оформления покупки.
Максимально эффективное использование смартфона
Использование мобильного телефона только для того, чтобы найти ближайший магазин или узнать часы работы, — это уже доисторическая история. Сегодня с помощью смартфона можно сделать все: отсканировать штрих-код или QR-код, чтобы узнать материал и инструкцию по стирке вещи, просмотреть каталоги, сравнить цены, использовать купоны и ваучеры на скидку. Некоторые товары, уже представленные на рынке, оснащены встроенным в бирку микрочипом, который отслеживает генезис каждого творения, подтверждая его подлинность (этот проект был принят, например, компанией Pinko для своей коллекции Reimagine, созданной из остатков тканей). Приложения многих брендов позволяют узнать, есть ли вещь в наличии в других размерах или цветах, и проверить, доступна ли она в одном из магазинов или для покупки через Интернет. Кроме того, мобильные телефоны все чаще используются для бесконтактных платежей, более быстрых и безопасных (например, с помощью таких приложений, как Google Pay или Apple Pay).