Хотя этот синдром еще не получил научной классификации, он периодически овладевает женщинами: его называют shoephoria, обувная эйфория. Именно так называется выставка в Музее моды в Бате (Великобритания), на которой представлено 350 невероятных пар туфель и сапог, начиная с конца XVIII века и до наших дней. Под воздействием этих сильных эмоций, проходя мимо витрин, трудно не поддаться предвкушению покупки, которая буквально кладет счастье к нашим ногам. По статистике, в 2021 году рост обувного сектора составит 13%, а средняя покупка на одного человека — 1,29 пары. Но понятно, что средняя цифра — это всего лишь цифра: на африканку или европейца с необъяснимой склонностью к потребительству приходится множество маленьких Имельд Маркос или Бет Шак, игрока в покер, увековеченного в документальном фильме God save my shoes за ее коллекцию из 1200 пар.
У шоэфории есть веские и очевидные причины
Когда речь идет об обуви, хочется больше. И самое главное, что эта «обувная феерия» не является иррациональным порывом, она имеет под собой веские и очевидные основания. Возьмем, к примеру, шпильки — это чудо инженерной мысли, созданное в Италии в 1950-х годах и запатентованное Роже Вивье, в то время сотрудником Dior. Мысль о том, что их достаточно, чтобы сделать нас сексуальными, может показаться самовнушением. Напротив, «когда женщина надевает их, ее нижняя часть приподнимается, а спина выгибается в лордозную позу, напоминающую о первобытном спаривании», — объясняет Хелен Фишер, профессор антропологии из Университета Рутгера в Нью-Джерси.
Одним словом, это не иллюзорная вера, а предыстория. И вот с 1950 года, когда туфли на каблуках от Ferragamo стали причиной знаменитой раскачивающейся походки Мэрилин Монро в фильме «Мужчины предпочитают блондинок», высокие каблуки стали обязательным атрибутом соблазнения. Этому способствовал тот факт, что, как объясняет Дэниел Амен в своей книге «Мозг в любви», «область мозга, которая взаимодействует с гениталиями, находится рядом с областью, которая занимается ступнями, и возможная интерференция нейронов объясняет, почему обувь может быть эротичной».
Еще одна веская причина побаловать себя новой парой туфель: это знак гордости за себя. Помните эпизод из сериала «Секс в большом городе» под названием «Женщина имеет право на туфли»? A Woman’s Right to Shoes — таков перевод — был посвящен не только краже пары драгоценных Manolo Blahniks Кэрри, но, что более важно, остракизму семейных пар, в которых она жила, по отношению к такой одинокой женщине, как она.
Здесь: обувь, объясняет психоаналитик Сьюзен Шефтель, изображает момент перехода от босых ножек младенца к способности вставать, ходить и отделяться от родителей. Поэтому нет ничего более эффективного для того, чтобы напомнить женщине о том опыте, который привел ее к тому, что она стала такой, какая она есть. «Когда закрываешь дверь, открываешь коробку из-под обуви» — инициалы Кэрри Брэдшоу, утверждающие, что она гордится своей единственной. Короче говоря, шопинг с обувью может быть ненасильственным (но не всегда дешевым) ответом на культурное угнетение. И действительно, если бы это был только консьюмеризм, то было бы непонятно, почему, начиная с Золушки, туфелька олицетворяет собой искупление женщин за плохое обращение, которому они подвергались.
Сила новой модели обуви
Чтобы заявить о своей идентичности, уже не обязательно выставлять ноги и протестовать: достаточно новой модели обуви. Так, для этнически разнообразной клиентуры теперь даже традиционные туфельки-балеринки отказались от различных оттенков кожи. До сих пор профессионалы, которых не устраивали классические розовые туфельки, вынуждены были прибегать к «блинчированию», т.е. нанесению на обувь тонального крема или косметической пудры под цвет кожи — процесс, который может занимать до двух часов. Но благодаря сотрудничеству отмеченной наградами британской балетной труппы Ballet Black и компании Freed of London, разработавшей первые пуанты для небелых танцовщиков, это препятствие было устранено. Это ли не прогресс.
Клин, изобретенный Феррагамо
Не будем забывать и о символе прав ЛГБТ+ — туфлях Rainbow Сальваторе Феррагамо (о которых сегодня рассказывается в документальном фильме Луки Гуаданьино «Сальваторе — калцолаио деи согни»). В 1938 году, когда дизайнер из Авеллино создавал эти разноцветные танкетки для Джуди Гарланд, он и представить себе не мог, что впоследствии американская актриса получит признание за песню Over the Rainbow из «Волшебника страны Оз». И, тем не менее, именно замечательная модель «Rainbow Sandal» стала одной из культовых моделей бренда и, спустя почти 80 лет, по-прежнему продается на сайте дома.
Соответствующим образом переработанная танкетка, изобретенная Феррагамо, дала жизнь модели «заттерони», спрос на которую, по данным интернет-магазина Lyst, за последние 3 месяца вырос на 41%. Заслуга? Бейонсе, которая в августе прошлого года надела пару Versace Medusa Aevitas неоново-розового цвета. С тех пор босоножки на платформе облетели всю Атлантику. И, как объясняет газета Wall Street Journal, ее следует немедленно покупать, чтобы соответствовать времени: ведь эта модель, одновременно удобная и гламурная, представляет собой промежуточный шаг между комфортом кроссовок, ознаменовавших собой блокировку, и элегантностью шпильки, которую многие считают неподходящей для возвращения в офис.
Лакированные подошвы Louboutin
А то, что обувь на платформе существует и в смелых цветах, — дополнительный бонус. Потому что, если вам нужна последняя причина для того, чтобы предаться обувной феерии, то вот она: побаловать себя парой причудливых туфель помогает нам освободиться от ловушки перфекционизма. Об этом свидетельствует история Кристиана Лубутена, который в 1993 году, возившись с одним из своих прототипов, взял красный лак, которым его ассистентка красила ногти, и покрасил им подошву своих туфель. Теперь эти культовые лакированные подошвы являются синонимом роскоши и украшают ноги самых элегантных женщин мира — от Рианны до Гвинет Пэлтроу. Но они учат нас тому, что иногда из безумия может прийти успех. Не в последнюю очередь потому, что, как учит нас Миучча Прада, «безумие в обуви — это прекрасно: можно позволить себе некоторую свободу и преувеличить, и при этом эффект не будет сиропным». С другой стороны, если что-то слишком безумное находится рядом с вашим лицом, это создает впечатление, что вы сошли с ума». И, если уж говорить об этом, то стоит прислушаться к совету.
Выставка «Шоефория!
Это выставка «Shoephoria!» в Музее моды в Бате (Великобритания), на которой представлено 350 невероятных пар туфель и ботинок с конца XVIII века до наших дней (до 22 апреля 2022 г., fashionmuseum.co.uk). Некоторые из них можно увидеть здесь:
Книга для чтения