Оно стоит дешевле, чем большие встречи, вы можете выбирать, когда и где проходить курсы, а использование цифровых носителей делает их более интересными, чем любые очные занятия. Электронное обучение имело все предпосылки для «прорыва» в образовании еще до того, как пандемия изменила все аспекты нашей жизни. «Но теперь, в период между блокировками и «умной работой», обучение через Интернет стало для многих из нас конкретной реальностью: компании адаптировались, появились новые платформы, и, самое главное, люди привыкли искать в Интернете ресурсы для повышения своей квалификации», — объясняют Габриэле Довис и Маурилия Батталья, основатели компании Mosaicoelearning и создатели Learning360, мероприятия, популяризирующего цифровое обучение в Италии (learning360.sharevent.it).
«Однако сегодня мы делаем еще один шаг вперед: новая тенденция — создание все более иммерсивной среды обучения. Существуют платформы, которые заставляют водить аватара по полкам, чтобы объяснить, как управлять складом. Возможно, с целью набрать очки и бросить вызов коллегам. Другие разрабатывают свои уроки, черпая вдохновение в социальных сетях и заставляя участников взаимодействовать так, как они это делают на Facebook».
А благодаря использованию больших данных и искусственного интеллекта студенты получают контент, адаптированный к их интересам или профессиональному контексту.
Но кроме удовольствия, каковы конкретные преимущества для профессии и карьеры? Сколько времени действительно экономит нам веб-программа обучения? Об этом нам рассказали три женщины, которые в последние месяцы захотели испытать себя на прочность с помощью новейших форматов.
Лара Бьянки, 35 лет, живет в Модене и работает менеджером по обучению в сети супермаркетов и гипермаркетов Coop Alleanza 3.0.
«Я всегда тороплюсь: выкроить время для курсов повышения квалификации сложно. Электронное обучение удобно тем, что я могу выбирать время занятий, когда мне удобно, и оно модульное», — говорит он.
Лаура, желая улучшить свои навыки, попробовала программу микрообучения 7minutes.co.uk для компаний и решила распространить ее на всех сотрудников. На этой платформе, название которой говорит само за себя, темы организуются в виде «таблеток» продолжительностью не более 7 минут. «Таким образом, я обучаюсь, не отрываясь от личной жизни, и постоянно получаю информацию о стратегиях, которые позволяют мне лучше работать в команде. В перерывах между совещаниями или за завтраком я изучал основы удаленного управления, чтобы следить за работой своей команды в режиме smartworking. Но мне показались интересными и другие курсы, например, курс по обратной связи: содержание сосредоточено на одной теме за раз с таблетками по технике и правильным словам, чтобы попросить обратную связь от своих коллег и дать свою собственную в конструктивной манере. Есть также пилюли по обучению проведению удаленных интервью. Мне нравится, что я открываю для себя стратегии, которые могу сразу же применить на практике, и мне никогда не бывает скучно, даже когда у меня очень мало душевных сил, чтобы следить за уроком: в модулях чередуются видеоролики, анекдоты, тесты и игры с персонажами, с которыми нужно взаимодействовать в обстановке, похожей на мой собственный офис.
Глория Букари, 26 лет, живет в провинции Перуджа, окончила университет по специальности «Языковое посредничество» и завершает обучение в магистратуре в Барселоне.
«Я уже начинала с хорошего уровня владения языком, но благодаря онлайн-курсам всего за полгода я поднялась до уровня C2, что на одну ступень ниже носителей языка», — говорит она. «Я занимаюсь с приложением Babbel, которое предлагает обучение 14 языкам для всех уровней. Я выучила много идиоматических выражений, что позволило мне завести друзей и чувствовать себя комфортно в любом месте. Однажды девушка сказала мне, что накануне спала как камень, а по-испански мы говорим «спать с развязанными ногами» — это выражение я выучила всего за несколько дней до этого. Мне было приятно понимать его на лету, потому что я чувствовала себя частью этого разговора, как будто я носитель языка. Система проста и увлекательна: есть игры и тесты, в которых новые слова повторяются снова и снова, что способствует их автоматическому запоминанию. Различные ступени достигаются путем накопления баллов: это очень мотивирует, поскольку, как в видеоиграх, стимулирует меня немедленно перейти на следующий уровень. Кроме того, я только что начал изучать португальский и французский языки с нулевого уровня. Кто меня теперь остановит?».
15-летняя Эмели Пьовесана живет в провинции Тревизо и учится в старших классах Международной школы H Farm — центра цифровых инноваций, созданного в Тревизо. «Школа предоставила нам Oculus — визоры виртуальной реальности», — объясняет она. «Я сажусь за свой стол, надеваю их и оказываюсь за партой, в классе. Если я повернусь и подниму руку, то смогу поприветствовать аватар своей одноклассницы, она увидит меня и ответит: это здорово в наше печальное время вынужденной изоляции».
Эмели использует Holodeck — программу виртуальной реальности, разработанную школой компьютерной графики кампуса, которая позволяет ей посещать занятия во время блокировки. «Удивительно то, что эта система позволяет мне получить опыт, который иначе был бы невозможен. На уроке биологии у меня на столе лежало сердце, которое выглядело как настоящее, и с помощью контроллера я могла его вскрывать, препарировать, переворачивать. На уроках литературы мы видим тексты и иллюстрации в гигантских вариантах, как в планетарии. Так что я учусь не только умом, но и всем телом. Теперь, например, я могу лучше воспринимать поэзию и изучать историю, потому что понятия прилипают ко мне, я впитываю их почти без усилий».
Виртуальная реальность в электронном обучении пока находится в стадии экспериментов, но для того, чтобы испытать подобные ощущения, можно приобрести Oculus и загрузить приложения с сайта (от 349 евро, oculus.com). Дешевая альтернатива — картонный козырек, на который можно установить смартфон (его можно найти на сайте arvr.google.com): просто наденьте его и загрузите такие приложения, как Expeditions, предлагающее документальные фильмы с погружением в исследовательский центр Nasa на Карибах, или VR Space, отправляющее вас в познавательное путешествие по планетам и спутникам.
Знаете ли вы, что лабораторные опыты с пипетками и химическими растворами можно проводить, используя только мышь и клавиатуру? Таким образом, даже дистанционное обучение в школах становится более интересным и увлекательным. Это происходит благодаря Labxchange.org — мультимедийной платформе для научного образования, предназначенной для школ, но открытой и для любителей. Она была разработана Гарвардским университетом при поддержке фонда биотехнологической компании Amgen (amgen.co.uk) — структуры, призванной вдохновлять и обучать новейшие поколения исследователей с помощью инновационных мероприятий в области научного образования.
«Во время первой блокировки я хотела объяснить своим ученикам, как действует коронавирус и как ведут себя клетки», — говорит Сильвия Мария Липпо, преподаватель естественных наук, химии и биологии в школе Liceo Labriola в Неаполе. Ее школа участвует в программе компании Amgen по предоставлению учащимся инструментов для экспериментов в области биотехнологий. «На платформе Labexchange есть интерактивные видеосимуляторы, а с помощью мыши и клавиатуры можно даже проводить химические процессы», — говорит учительница. «Ребятам нравится пробовать микропипетирование: с помощью виртуальных пипеток, отображаемых на экране, они набирают вещества и создают растворы. Система настолько увлекательна, что многие ученики используют ее и при выполнении домашних заданий. И именно после этого опыта некоторые из них сказали мне, что хотели бы поступить на химико-технологический факультет». Одна из них — 17-летняя Беатрис Савиано. «По сравнению с реальной лабораторией, где нас много, в Интернете у каждого свои инструменты», — рассказывает она. «Система шаг за шагом направляет вас к правильным действиям и позволяет повторить попытку, если вы допустили ошибку». Так же увлекательно, как видеоигра? Нет, гораздо, гораздо больше!
ДВЕ ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ВСЕХ
1. Только что запущена платформа Feltrinellieducation.it, на которой граждане, компании и преподаватели имеют доступ к 80 образовательным продуктам, как интерактивным, так и классическим. Среди тем — коммуникация и творчество, экономика, «мягкие навыки». Лекторы — исключительные специалисты: от Кьяры Гамберале, объясняющей, как повысить уровень саморуководства, до Массимо Полидоро, дающего советы по управлению стрессом.
2. FB Get Digital — это новый проект Facebook, посвященный молодежи, призванный помочь ей осознанно использовать социальные сети, научить защищать свои данные и находить полезные ресурсы. На сайте facebook.com
Цифры дистанционного исследования
73% 7 из 10 взрослых считают себя обучающимися на протяжении всей жизни.
12 месяцевВ течение последнего года каждый работник принял участие хотя бы в одном дополнительном учебном курсе, направленном на повышение его профессиональных навыков или навыков, связанных с профессиональной деятельностью.
40%Это минимальная экономия времени при прохождении курсов электронного обучения. В лучших случаях она достигает 60%.
Данные Pew Research Center и Docebo