В косметическом деле наметился новый виток. На волне тренда green & clean, полюбившегося миллениалам и поколению Z, убежденным сторонникам натурального образа жизни, пришло время веганской косметики. Это настроение подтверждается статистикой: по оценкам аналитиков Grand View Research, к 2025 году объем рынка органических косметических продуктов составит около 21 млрд. долларов. Но настоящий бум касается веганских средств. Причем не только среди нишевых или так называемых инди-брендов, небольших марок, не принадлежащих транснациональным корпорациям, но и среди крупных косметических компаний, которые все чаще предлагают целые веганские линии, т.е. не содержащие ингредиентов животного происхождения.
Почему веганская красота так популярна
В основе этого бьюти-тренда лежит веганское мышление: все более популярное (статистика говорит об удвоении показателей за последние годы), оно требует беззлобных продуктов не только в питании или выборе одежды, но и в косметике. А спрос, как известно, соответствует предложению. Но это еще не все.
«Я считаю, что успех веганской косметики объясняется не столько широким распространением идеи защиты животных, сколько растущим спросом и желанием получить более здоровый и безопасный продукт. Хотя эти две переменные — веганство и безопасность — не всегда совпадают: все зависит от качества», — говорит Раффаэлла Грегорис, основательница сертифицированной веганской марки Bakel, недавно названной журналом Forbes одной из 100 самых влиятельных итальянских женщин в области исследований и разработки продуктов. Кроме того, многие знаменитости становятся предпринимателями в сфере красоты и запускают линии косметики с веганскими продуктами. Это и Миранда Керр (с компанией Kora Organics), и Джессика Альба (Honest Beauty), и Леди Гага (Haus Lab). А Дрю Бэрримор, давняя активистка движения за права животных, создала линию Flower Beauty, на 100% свободную от жестокости.
Чем веганство отличается от органического производства
«Существенная разница между веганской и органической косметикой заключается в том, что сертифицированные веганские составы не содержат никаких ингредиентов животного происхождения — от пчелиного воска до слизи улитки, от молока, сливок и лактозы до яиц. Все это вещества, которые, будучи натуральными, могут содержаться и в другой косметике, в том числе органической, — поясняет Грегорис. В веганских продуктах вы также не найдете гиалуроновой кислоты, ланолина (защитной пленки овечьей шерсти, используемой в качестве смягчающего средства) или кохинеала (красителя, получаемого из одноименного насекомого).
И, опять же, красный свет для сквалена (жира), кератина, эластина и глицерина животного происхождения, а также белка шелка (производимого тутовыми червями). «Еще одно различие между органической и веганской косметикой: хотя веганская косметика предпочтительно содержит натуральные ингредиенты, она может включать и синтетические в хорошем процентном соотношении. Напротив, органическая продукция, чтобы быть сертифицированной (Natrue, Cosmos, Ecocert, а затем CCPB и Icea — вот лишь некоторые из знаков сертификации органической продукции), должна содержать не менее 95% натуральных компонентов, причем не менее 70% из них должны быть получены в результате органического земледелия», — поясняет дерматолог Пуччи Романо, президент Skineco (Международной ассоциации экодерматологии).
Почему этикетка имеет значение
Очень важно хорошо прочитать этикетку. Прежде всего, на ней должна быть указана сертификация. Наиболее распространенные логотипы, которые следует искать на упаковке, — это буква «V» с подсолнухом (международный знак, выдаваемый авторитетным английским Веганским обществом) и итальянский знак VeganOK, который обычно ставится рядом с Icea и Lav. «Однако этот сертификат не гарантирует, что это еще и органический продукт», — предупреждает Романо. Если вы хотите приобрести не только веганский, но и экологичный крем, внимательно изучите INCI, в котором ингредиенты перечислены в порядке убывания: чем выше и многочисленнее оказываются ингредиенты растительного происхождения, тем больше косметика может быть определена как натуральная и веганская.
Если посмотреть на этикетку, то можно обнаружить и символ бегущего кролика: он идентифицирует продукт как не содержащий жестокости, но не является прерогативой веганов. «Последний удостоверяет два момента: что продукт соответствует стандарту Европейского союза 2013 года, который запрещает тестирование на животных в ЕС как на готовом продукте, так и на сырье. И что ни в одном промышленном процессе, ни в компании, ни в странах, на которые не распространяется запрет и где продается продукт, не применялась «жестокость по отношению к животным»», — заключает эксперт.
Внесено Джулией Ленци