«Климат на Альфе похож на гавайский, поэтому мы живем в основном на свежем воздухе. Наша квартира по размеру примерно как наш старый дом на Земле, есть сад… Мы с Дженни часто крутим педали вдоль оси нулевой гравитации в течение получаса. Если вы решите приехать, сообщите нам номер рейса. Эдвард и Дженни». Год 1977-й, а книга — «Человеческие колонии в космосе» Джерарда К. О’Нила, классика жанра. Это не научная фантастика, а популяризация науки. Во время написания книги О’Нил преподавал в Принстонском университете и изучал некоторые проекты внеземной среды обитания в НАСА.
Сначала Ричард Брэнсон…
Перемотка вперед: 11 июля 2021 года. В 15 часов по итальянскому времени (а газета в ваших руках только что вышла из печати) Ричард Брэнсон совершает полет в космос в рамках миссии Unity 22. Дата историческая, но не потому, что покровитель группы Virgin стал первым миллиардером, преодолевшим атмосферу (на самом деле этот список начал в 2001 году Деннис Тито, дважды побывавший в космосе на корабле «Союз», билеты на который стоили по 20 млн. долларов).
Однако Ричард Брэнсон стал первым, кто покинул атмосферу на «космическом самолете» Vss Unity, построенном его компанией Virgin Galactic, основанной в 2004 году с целью «открыть космос для всех». Каждому, по крайней мере, на данный момент, у кого есть 250 тыс. долларов, чтобы купить себе возможность пересечь «линию Кармана» — границу между планетой и пустотой на высоте 100 км. Это так называемый суборбитальный полет, поскольку он состоит не из полного оборота вокруг Земли, а из прыжка за пределы неба, чтобы полюбоваться его кривизной и полетать в условиях микрогравитации.
…затем Джефф Безос
Ричард Брэнсон установил рекорд на фотофинише: 20 июля Джефф Безос повторит этот подвиг на борту New Shepard, суборбитального летательного аппарата, построенного его компанией Blue Origin. По этому случаю основатель Amazon не прогадает: с ним на борту, помимо его брата Марка, будет пассажир с билетом стоимостью 28 млн. долл. и Уолли Фанк, 82-летняя легенда американской авиации. Фанк — одна из так называемых «Меркуриев-13», группы, которая в 1960-х годах доказала, что женщины подходят для космических полетов.
Благодаря Blue Origin она отомстит, поскольку, несмотря на захватывающие результаты испытаний, Nasa не включило Mercury 13 в гонку к Луне. Не случаен и день, выбранный для запуска — 52-я годовщина высадки на Луну корабля Apollo 11, в результате которой Нил Армстронг сделал «один маленький шаг для человека и один гигантский скачок для человечества».
Зачем столько усилий для полета на орбиту?
Стоит остановиться на последнем, символическом моменте, чтобы понять, почему так много усилий прилагается к полетам на орбиту. Иными словами, для того, чтобы заняться «космическим туризмом» — самым эксклюзивным на сегодняшний день видом путешествий, который, по прогнозам его сторонников, вскоре будет распространен и на тех, у кого нет нескольких миллиардов на банковском счете. Цель состоит в том, чтобы, подобно Дженни и Эдварду из книги «Человеческие колонии в космосе», полеты за пределы Земли стали обычным, если не обыденным делом. Вот почему понимание космического туризма только как причуды некоего эксцентричного загула было бы ошибочным. Ведь это не позволит нам понять, какие горизонты открывают полеты «космических миллиардеров»: гораздо более полезные рубежи для всех, а не только для 600 человек, уже купивших билеты на ближайшие полеты Virgin Galactic.
Космический туризм?
Начнем называть его более подходящим именем, чтобы отличать горизонт, до которого может дотянуться какой-нибудь дядюшка Скрудж, от коммерческой эксплуатации околоземных миссий. Сегодня именно в космосе пишется наша судьба. Именно благодаря развитию орбитальных технологий предлагаются инновационные услуги для сельского хозяйства, мониторинга инфраструктуры, наблюдения за изменением климата и экологическими катастрофами. Если бы не было космоса, Интернет был бы другим. Приложение, с помощью которого мы добираемся до того ресторана, который у всех на устах, без космоса не работало бы.
Пространство имеет стратегическое значение
Именно поэтому повышение доступности космоса имеет эпохальное значение. Ведь если еще несколько лет назад работа на орбите была прерогативой правительств или промышленных гигантов, то сегодня Ричард Брэнсон, Джефф Безос и Элон Маск, который со своей SpaceX готовит первый орбитальный, а не суборбитальный полет для частных лиц и уже продал путешествие вокруг Луны основателю Zozotown Юсаку Маэдзаве, обещают университетам, лабораториям и компаниям невесомые научные эксперименты без привлечения ресурсов и гигантского времени. Идиллия ли это? Отнюдь: космос имеет и стратегическое значение, он раскрывает мощь тех, кто сможет его покорить.
В этом же свете следует трактовать и сообщение о пребывании Тома Круза на Международной космической станции, где актер будет снимать фильм в 2022 году. Первый в невесомости? Нет, или, по крайней мере, уже нет, так как несколько дней назад стало известно, что российская звезда Юлия Пересильд будет ожидать «Top Gun» Тома на станции 5 октября для съемок собственного боевика. Сопродюсером фильма, рабочее название которого — «Вызов», выступит генеральный директор Российского космического агентства Дмитрий Рогозин. Трудно не заметить политический подтекст этого очередного вызова. Так что нет, когда Безос и Круз тоже окажутся в космосе и когда обычный гражданин сможет позволить себе написать письмо, как Дженни и Эдвард, это будет не просто космический туризм.