Facebook, Meta и Metaverse
Некоторые шутят, что он похож на крендель, но логотип, напоминающий математический символ бесконечности, и шрифт Meta, который вы видите при открытии Facebook, Instagram, Messenger и WhatsApp, представляют собой новый бренд компании Марка Цукерберга и объявляют о грядущей эволюции способов общения, игр и работы в Сети. Бренд Meta вдохновлен словом metaverse, образованным от слов «meta» (после, в переводе с древнегреческого) и «вселенная». Этим изменением король социальных сетей попытался ответить на репутационный кризис Facebook и Instagram, обвиненных в том, что они не справляются с насильственным и вредным контентом, спроецировав свой бизнес на новый проект: создание метавселенной, а именно. Опираясь на 2,8 млрд. пользователей, он сразу же популяризировал слово, которое в течение нескольких лет вызывало лишь шумиху среди экспертов в области технологий.
Что такое метавселенная и какой она будет в будущем
Метавселенная — это воображаемое место, придуманное писателем-фантастом Нилом Стивенсоном. В 1992 году в книге Snow Crash он рассказал о трехмерном виртуальном мире, параллельном реальному, в котором люди живут благодаря аватарам, т.е. их цифровым графическим изображениям. На это наводит и фильм Стивена Спилберга «Готов к игре» (Ready Player One). «В фантастике метавселенная полностью оторвана от реальности», — поясняет Маттео Флора, компьютерщик и предприниматель, специализирующийся на цифровых технологиях. «Но то, о чем говорит Цукерберг и над чем работают многие другие, — это не просто так. Между реальностью, дополненной реальностью и виртуальной реальностью будут существовать различные «слои», и вы сможете перемещаться между ними».
Что мы будем делать с метавселенной
Речь идет о том, с чем многие из нас уже сталкивались благодаря дополненной реальности — первому слою цифрового опыта, наложенному на реальность. Пример. Приложение Ikea, которое показывает нам на экране смартфона, как выглядит определенное кресло в нашей гостиной, которого еще нет в реальности. С другой стороны, с помощью визоров виртуальной реальности мы можем имитировать вождение автомобиля, посещение музея без движения или участие во встрече с аватаром, погружаясь таким образом в более глубокий слой. В метавселенной будет еще один шаг — параллельная экономика, где можно будет продавать и покупать цифровые объекты, Nft (Not Fungible Token): компания Nike уже создала модель кроссовок — CryptoKicks. Эти технологии находятся в большом развитии, креатив и инвестиции направлены на то, чтобы применить их для развлечений, работы, покупок, социальных сетей и связать их воедино. Когда? «Я ожидаю увидеть новые вещи через 12-18 месяцев», — прогнозирует Маттео Флора.
Как мы входим в метавселенную
Сегодня мы выходим в Сеть в основном с помощью ПК и смартфонов. Для входа в метавселенную, которая на практике станет новым уровнем Интернета, мы будем использовать и другие инструменты, которые еще предстоит изобрести или сделать доступными. Уже существующие устройства, такие как зрительные трубы типа Oculus и «умные» очки, позволяющие снимать фото и видео и общаться с голосовым помощником, говорят о том, что мы будем двигаться в сторону носимых и все менее навязчивых устройств. Даже старые устройства будут эволюционировать.
Например, последние версии смартфонов и планшетов компании Apple оснащены четвертой небольшой линзой на задней панели, называемой «лидар», которая специально предназначена для дополненной реальности. «Но самая большая технологическая проблема — это интраоперабельность», — поясняет Флора. «То есть создание единой экосистемы, в которую я могу войти с помощью различных устройств, вместо множества отдельных виртуальных реальностей, требующих от меня одного визора, одной консоли, других очков и так далее». На практике виртуальные миры, такие как Horizon World от Facebook, видеоигра Fortnite или платформа Teams от Microsoft для проведения удаленных рабочих встреч, должны будут сотрудничать, чтобы пользователю было проще переключаться с одного на другой.
Чем мы рискуем в метавселенной
Для тех, кто считает, что наша жизнь и так уже слишком наполнена Интернетом, метавселенная может показаться кошмаром, в котором уже известные нам цифровые опасности будут только множиться. Более того, виртуальный опыт по-новому бросает вызов и обманывает чувства. «Например, случалось, что кто-то сбивался с дороги, полностью полагаясь на навигатор, что является одной из форм дополненной реальности», — говорит Флора. «Если человек теряет связь с физическим окружением и даже на мгновение перестает различать плоскости, что происходит? У нас еще есть время, чтобы продумать эти новые сценарии, прежде чем они будут нам предложены».