2020 год мы вряд ли забудем. Пандемия, вызванная коронавирусом, нарушила наши привычки, кардинально изменив их, и оказывает решающее влияние на экономику всех стран. Пострадали многие отрасли — от логистики до авиации, от кино до индустрии развлечений, — и в последние месяцы им пришлось прибегнуть к альтернативным стратегиям. Серьезный удар был нанесен даже по моде, что ускорило многие изменения, уже происходившие в этой отрасли: от предпочтения потребителями винтажа и подержанных вещей (роскоши, но не только) до окончательного перехода на онлайн-платформы со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Мы стали свидетелями цифровых модных показов и экспериментов, как, например, у Gucci, который вместо подиума выбрал формулу арт-хаусного сериала для представления своей новой коллекции, в то время как привычки потребителей менялись в связи с блокировкой. Но какие же тенденции и личности были характерны для этого года? В отчете «Год в моде 2020», подготовленном платформой Lyst, мы попытались определить их, начав с поиска одежды и аксессуаров, который в течение года осуществляли сто миллионов ее пользователей. Вот что получилось.
Самые сильные тренды — от активизма до винтажа и домашней одежды…
Никогда еще мода не была таким синонимом активизма, как в 2020 году. От покупки изделий, созданных чернокожими дизайнерами, до знаменитого ожерелья Мишель Обамы «Голосуй» — одежда и аксессуары стали выражением мнения по социальным и политическим вопросам. В США число поисковых запросов по ключевым словам, включающим термин «голосовать», стремительно выросло — на 29% за неделю в октябре — и футболки стали самым желанным символом моды для выражения своих политических взглядов. На время блокировки мы отказались от джинсов и кроссовок в пользу треников и шлепанцев. Обычно рост запросов на спортивные костюмы в Интернете приходится на период с сентября по декабрь, но в этом году интерес к этим вещам значительно вырос уже в середине марта. В апреле, когда большая часть мира находилась на карантине, глобальный поиск спортивных костюмов вырос на 104% в месячном исчислении.
Как мы уже рассказывали в журнале Donna Moderna, рынок винтажа и подержанных вещей переживает настоящий бум. Этой тенденции уже несколько лет, но, похоже, пандемия подтолкнула все большее число потребителей к инвестированию в переработку, предпочитая покупать не новую, а хорошую архивную вещь, если она не подержанная. Как отмечает Lyst, в сентябре мода на винтаж в среднем генерировала более 35 000 поисковых запросов в месяц, при этом ключевые слова, связанные с «подержанными», увеличились на 104%. Будущие невесты также искали экологически чистые варианты: число онлайн-поисков «винтажных», «подержанных» и «бывших в употреблении» свадебных платьев выросло на 38% по сравнению с прошлым годом. Это свидетельствует о довольно явном сдвиге, когда предпочтение отдается платьям и аксессуарам, выдержавшим испытание временем, а не новинкам любой ценой, к которым нас приучила быстрая мода.
Еще одной тенденцией стало так называемое «коттеджное ядро»: пользователи Интернета ищут вдохновение в сельской местности и в более расслабленном образе жизни, переходя к стилю, характеризующемуся свободными платьями с рукавами-баллончиками, блузками в пол и удобными кардиганами. В июле число запросов на «платья с начесом» выросло на 22%. Вернулись и ночные сорочки: романтические платья, словно украденные из гардероба «Маленьких женщин», прохладные и удобные платья, украшенные вышивкой, кружевом и пышными рукавами, которые были в тренде во время странного лета 2020 года в Instagram и TikTok, где хэштег #nightgown насчитывает более 800 тыс. результатов.
В этом году многие из нас обратились к более «мистической» стороне жизни, по крайней мере, согласно исследованию Lyst: ощущение неопределенности заставило людей обратиться к астрологии и амулетам в поисках руководства и защиты. Число запросов, включающих «знак зодиака» или «знак рождения», выросло на 56% по сравнению с прошлым годом. После того как в мае этого года Меган Маркл появилась на публике с ожерельем против зла, число запросов на это украшение увеличилось на 58%.
… и самые популярные персонажи — от Гарри Стайлза до Меган Маркл и Камалы Харрис
Несмотря на отсутствие красных ковровых дорожек и отсрочку выхода крупных фильмов или их перенос на стриминговые платформы, не было недостатка в знаменитостях и общественных деятелях, которые смогли вдохновить своих поклонников и окружающих на создание образа. Продолжая королевскую тему, отметим, что март стал последним месяцем для принца Гарри и его супруги Меган Маркл в составе королевской семьи. Наряды герцогини Сассекской еще никогда не производили такого эффекта в интернет-поисковиках. После того как 5 марта на церемонии вручения премии Endeavor Awards Виктория Бекхэм надела бирюзовое платье, число поисковых запросов, связанных с британским дизайнером, выросло на 137%; аналогичный рост составил 227%, когда два дня спустя Маркл надела красное платье от этого люксового бренда. И снова, после появления в зеленом платье Emilia Wickstead на мероприятии, посвященном Службе Содружества в Вестминстерском аббатстве 9 марта, число поисковых запросов на британский бренд выросло на 286%.
Однако в августе настала очередь Мишель Обамы, которая приняла участие в Демократическом съезде 2020 года, выступив с речью в поддержку кандидата Джо Байдена, избранного затем президентом по итогам голосования 3 ноября. Но еще более мощное послание прозвучало в ее колье BYCHARI: украшении, на котором золотыми буквами было написано слово «vote». После его выступления на сайте Lyst появился запрос «ожерелье для голосования», который увеличился на 63% по сравнению с предыдущей неделей. И, продолжая тему выборов в США, за 24 часа после выступления Камалы Харрис число запросов на белые брючные костюмы выросло на 129%, а число просмотров блузок с бантами — на 95%. В то же время количество просмотров страниц с белыми женскими вещами увеличилось на 35% по сравнению с предыдущей неделей.
Среди других персон этого года — Гарри Стайлс, самая влиятельная поп-звезда, чей фирменный кардиган от JW Anderson вызвал на TikTok появление #HarryStylesCardigan, а число запросов на вязаные вещи за последнюю неделю июня увеличилось на 166%; молодой лидер корейской супергруппы BTS Ким Намджун (RM), чья белая водолазка вызвала рост запросов на аналогичную одежду на 67%; и Александрия Окасио-Кортез, конгрессмен-демократ, которая, появившись в Instagram с сумкой для покупок Telfar, вызвала рост запросов на бренд на 163% за ту же неделю, продемонстрировав, что политические деятели могут оказывать не меньшее влияние, чем модные агенты.