3 ноября все итальянские музеи закрыли свои двери. Однако, по крайней мере, одна выставка осталась открытой: 7 ноября, в самый разгар блокировки, открылась выставка Gentilivicini. Никаких нарушений правил: на вернисаж были приглашены только 200 жителей дома в туринском районе Порта Палаццо, где выставлены работы. «Мысль о выставке, закрытой для посторонних, но доступной для тех, кто живет в выставочных помещениях, — это символический жест, который хочет показать, как искусство может создавать близость и давать убежище в периоды наибольшей неопределенности», — объясняет Брис Конильо, создатель кондоминиума-музея и владелец одной из квартир в этом здании.
Эксперимент с кондоминиумом и музеем
Эксперимент с кондоминиумом-музеем начался в 2016 г., когда Конильо (известный тем, что вместе с Андреа Равиолой и Фаусто Колларино подписал видеоклип на песню Лореданы Берте «Cosa ti aspetti da me») обратился к собранию кондоминиума с необычным предложением. Поскольку мы постоянно жалуемся на запущенность этого здания, я хотел бы пригласить к себе домой художников или тех, кто готов их принять, для создания работ, которые могли бы сделать общие пространства более пригодными для жизни».
Идея была принята, и за четыре года лестницы, внутренний двор и лестничные площадки здания на улице С. Джованни Баттиста Ла Салле, 16, были заполнены инсталляциями, выбранными строительным сообществом совместно с научным комитетом. Появились и важные спонсоры, в том числе Siae и Министерство культурного наследия. «Теперь мы хотим распространить этот проект на другие здания. Мы разместили предложение на сайте некоммерческой ассоциации Kanichen Haus (www.kaninchenhaus.org), чтобы проверить интерес: уже 70 человек откликнулись, желая привнести искусство в свои многоквартирные дома».
Извлечение искусства из музеев
Вынести искусство за пределы музеев — идея не новая, но пандемия сделала ее необходимой. Например, Фонд Хельмута Ньютона в Берлине отметил 100-летие со дня рождения великого фотографа выставкой под открытым небом в районе Кройцберг — первой в своем роде, организованной этим учреждением, что позволило привлечь гораздо более широкую публику, не подвергаясь риску скученности и заражения.
Во Флоренции, напротив, внутренний двор Палаццо Строцци уже несколько лет открыт для всех желающих насладиться удивительными инсталляциями современного искусства. С 3 декабря здесь можно полюбоваться «Мы поднимаемся, поднимая других» (до 7 февраля) — работой Маринеллы Сенаторе, вдохновленной традиционными иллюминациями южной Италии, с сотнями светодиодных лампочек, составляющих фразы об освобождении и приобщении к жизни и создающих радостное настроение.
Чтобы малоизвестные художники могли заявить о себе
Потенциал выставок под открытым небом — это возможность для малоизвестных художников. Братья Кристиано и Патрицио Альвити, скульптор — первый и художник — второй, решили использовать рекламные щиты для организации выставки в Риме (с 23 ноября, volontadiferro.it). Мы искали помещение, где можно было бы выставить наши последние крупномасштабные гравюры на тему леса, но нам помешали закрытые помещения», — рассказывает Кристиано. Поэтому мы арендовали 100 рекламных щитов, чтобы создать выставочный маршрут по многим районам, от Париоли до Лунго Тевере и Тибуртина». Те, кто заинтригован, могут скачать карту с сайта. И воспользоваться возможностью прогуляться, чтобы открыть для себя малоизвестные уголки столицы.