Придется вернуться к Французской революции: именно тогда мужчины отказались от кружев, ярких цветов, рединготов поверх трико, каблуков и париков. Эпоха «Великого мужского отречения», как назвал ее в 1930 г. Джон Флюгель в своем эссе «Психология одежды», вызвала землетрясение в гардеробе: новые социальные ценности, связанные с экономической, политической и социальной властью, навязали трезвость и строгость униформы — пиджака и брюк, что привело к тому, что западная мужская одежда стала отличаться от женской.
Но почему тогда в последнее время так много говорят о мужских юбках?
Мужские юбки: новинка? Не совсем
Новинка? Не совсем. Изобретение юбки как предмета одежды для мужчин и женщин восходит к месопотамским цивилизациям 5 тыс. лет до н.э., которые повязывали шкуры животных вокруг талии для защиты. Но египтяне также завязывали льняные полотнища ниже пупка, а греки и римляне носили пеплумы. Во многих африканских странах мужчины до сих пор носят туники и кафтаны, в Индии — дхоти, в Юго-Восточной Азии — саронг, в Японии — кимоно. В Шотландии килт по-прежнему незаменим на церемониях и официальных мероприятиях, и мы никогда не скажем, что в своей любимой клетчатой юбке легендарный Шон Коннери или актер Юэн Макгрегор потеряли свою мужественность.
Однако на остальном Западе юбка остается женской. Почему? «Потому что эта идея противоречит условностям, она бросает вызов канонам поведения», — объясняет Эудженио Галлавотти, преподаватель журналистики и коммуникации в сфере моды в университетах Iulm и Statale в Милане. Мужчина в юбке воспринимается как женственный. Но правильно ли говорить, что у платья есть пол? Мужчина в брюках и женщина в юбке — это стереотипы, поэтому если было политически некорректно геттоизировать женщин в брюках, то рано или поздно будет неуместно маргинализировать парня в юбке». И, похоже, время пришло, ведь мода улавливает все, даже самые неприкрытые желания.
В начале был Жан Поль Готье
В 1985 г. в своем показе «И Бог создал человека» этот ужасный французский дизайнер предложил широкие брюки с откидным клапаном спереди: это была, по сути, мужская юбка. Затем последовали другие модели таких контркультурных дизайнеров, как Rick Owens, Marc Jacobs, Comme des Garçons, Yohji Yamamoto, Dries Van Noten. В 2002 году, выступая спонсором выставки «Мужчины в юбках» в лондонском музее V&A, где анализировалась миграция юбки из мужской одежды в женскую, Готье предложил людям не поднимать тему гомосексуализма, а перечитать историю, сходить на выставки или посмотреть на Дэвида Бекхэма.
Да, ведь то, что юбки не могут подрывать мужественность и силу, стало ясно, когда молодой лондонский террорист сфотографировался в саронге, отпечатавшись в памяти даже тех, кто ничего не знал о футболе. Несмотря на помощь Бекхэма, юбка уже давно пытается прочно обосноваться в мужском гардеробе, но разрыв между подиумно-красной дорожкой и повседневной одеждой так и не преодолен. До сегодняшнего дня. Потому что толчок идет с разных фронтов: знаменитости и чемпионы, молодежь поколения Z и обычные мужчины.
Юбка — новый объект желания каждого
Согласно анализу, проведенному модной платформой Lyst, среди наиболее востребованных мужской аудиторией вещей в Интернете за последние месяцы — юбка от Thom Browne. Дизайнер, предлагающий мужские юбки с недавних пор, сумел заинтриговать покупателей не меньше, чем кумиры Nba. На нью-йоркских показах Рассел Уэстбрук из «Лейкерс» и Джордан Кларксон из «Юты Джаз» выглядели в плиссированных юбках от Брауна очень элегантно.
Затем появился он, суперчемпион «Формулы-1», этот Льюис Хэмилтон, который появился на стамбульской трассе в плиссированной юбке поверх брюк Burberry. Не такой уж и маленький выбор на трассе спорта, где царит мачизм.
Эти новые, неожиданные иконы стилистической текучести не уступают таким «ветеранам», как Гарри Стайлс и Билли Портер. И итальянцам Гали и Махмуду, Дамиано и Санджованни, последним из которых удалось пронестись по красной дорожке Римского кинофестиваля в длинной юбке Barrow, пиджаке-смокинге и с синим лаком для ногтей, смешивая мужские и женские элементы. Возможно, для того чтобы мужчина в юбке больше не казался дестабилизирующим, нам просто необходима постепенная и непрерывная эволюция, как это произошло с женщинами в брюках.
«Мужская юбка будет иметь успех, потому что она является частью нашей культуры, которая также циклична. Не будем забывать, что Данте и Беатриче одевались одинаково», — рассуждает Галлавотти. ‘Когда это произойдет? Многое будет зависеть от того, как и насколько поколение «Альфа» (те, кто родился с 2010 года, прим. ред.) пойдет по стопам поколения Z в вопросах инклюзии». Возможно, Гарри Стайлз, первый мужчина, позировавший соло на обложке Vogue America, да еще и в юбке, прав. Одежда существует для того, чтобы мы развлекались, экспериментировали и играли», — говорит он. И он прав: является ли мода или не является универсальным средством самовыражения?