Престижный еженедельник «The Economist» постановил: 2019 год станет годом веганов. Предпосылки для этого есть: Veganuary — акция, запущенная в Англии (к ней также присоединились Бейонсе и Джей-Зи) и заключающаяся в переходе на веганство только в течение января, — произвела фурор, зарегистрировав более 250 тыс. человек в 193 странах. А в Лос-Анджелесе с 1 по 4 февраля проходит первая Веганская неделя моды, санкционирующая вступление этической моды на Олимп модной системы. Наконец, по данным Nielsen, в Италии объем этого рынка составляет 850 млн. евро. Цифры в стороне, нас заставляет задуматься феномен, который находится у всех на виду: веганство оказывает влияние на образ жизни и мышления.
На снимке: Бейонсе и Джей-Зи опубликовали на Instagram сообщение в поддержку программы GreenPrint, выступающей за веганское питание. Те, кто подпишется на эту программу, смогут бесплатно посещать их концерты в течение 30 лет (но это предложение действительно только для поклонников из США).
Способствует формированию экологических привычек
Даже если мы не отказались от животного белка, сколько раз в течение недели мы отказываемся от стейка или пробуем соевое молоко? Идеи отказа от жестокости уже проникли в нашу повседневную жизнь. Почему? «Веганство — это радикальное движение, зародившееся в 1970-х годах, которое отказывается причинять страдания животным и ставит под сомнение западный образ жизни», — объясняет Леонардо Каффо, преподаватель теоретической философии в Политехническом университете Турина и автор эссе «Веган. Философский манифест» (Einaudi). «Все больше и больше людей убеждаются в том, что консюмеризм и отсутствие экологической чувствительности приведут планету к гибели. Что им нравится в веганстве, так это его приверженность: оно предлагает жизнеспособный путь вперед с продуктами, материалами и привычками, не оказывающими большого влияния на окружающую среду. Этика теперь идет рука об руку с эстетикой, поэтому стилисты и дизайнеры изучают новое внимание потребителей и делают акцент на тканях и изделиях, не содержащих животных. Те, кто приближается к этим принципам, возможно, не реализуют их на 100%, но делают это с любопытством и потому, что чувствуют, что совершают важный жест».
В нем мировая система производства продовольствия предстает перед судом
Связь между движением и будущим планеты подтверждается несколькими исследованиями. Последнее из них, подписанное 40 учеными для журнала Lancet, показывает, что изменение климата, ожирение и недоедание имеют общий знаменатель — мировую систему производства продуктов питания. Травоядная диета, при которой удваивается потребление фруктов, овощей и бобовых и более чем на 50% сокращается потребление сахара и красного мяса, полезна для здоровья и вдвое снижает загрязнение окружающей среды и количество отходов. Но если это решение проблемы, то имеет ли смысл быть вегетарианцем всего один месяц в году? «На идеологическом уровне — нет, — объясняет философ Леонардо Каффо. Это все равно, что быть пацифистом 30 дней, а потом объявить всем войну на оставшиеся 11 месяцев». Однако если хотя бы несколько десятков человек, попробовав, изменят свое мнение, это будет успех». Не в последнюю очередь это связано с тем, что внезапное превращение в вегетарианцев не будет благоприятным для планеты. По данным Оксфордского университета, если к 2050 году весь мир перестанет есть мясо, выбросы углекислого газа при производстве продуктов питания сократятся на 60%, однако перепрофилировать поля, используемые в настоящее время для животноводства, будет непросто, как из-за обеднения почвы, так и из-за резкого экономического воздействия на местное население.
Она менее идеологизирована, чем раньше, и обращена к миллениалам
«Сегодня многие люди едят растительную пищу, потому что считают ее более здоровой, но не причисляют себя к веганскому движению», — говорит Федерика Джордани, редактор Vegolosi.it, самого популярного интернет-журнала в этом секторе. «Число «пуристов» падает, но продажи продуктов удваиваются, и даже исторические бренды, такие как Citterio и Beretta, предлагают альтернативы без мяса». И если «зеленый гамбургер» обезлюдел в супермаркете, то веганство заражает и другие отрасли. Косметика на подъеме», — объясняет Франческа Мининни, социолог из миланского университета Бикокка. В Доломитовых Альпах появился первый отель, на 100% свободный от жестокости, и все больше агентств организуют путешествия, дружественные к животным». Типичные клиенты? Миллениалы, а не только веганы».