В то время, когда мы все чаще говорим об изменении климата и воздействии на окружающую среду — о том, как мы делаем покупки, используем пластик, летаем на самолетах, — есть еще один аспект нашей повседневной жизни, который часто оказывается под осуждением. Это одежда, которую мы носим.
Как известно, текстильная промышленность является одной из самых загрязняющих на планете: по данным недавнего исследования, проведенного Fast Company, в 2016 г. одежда и обувь произвели около 3 990 млн т углекислого газа, что составляет более 8% глобального воздействия на климат. Производство тканей ежегодно приводит к выбросам 1,2 млрд. т парниковых газов, что превышает объем всех международных авиарейсов и морских перевозок вместе взятых.
По всем этим причинам одежда и аксессуары, наполняющие наши гардеробы, являются далеко не незначительными элементами в построении более экологичного мира.
Сайт, который подсчитывает, насколько сильно загрязняет окружающую среду ваша одежда
Он называется Fashion Footprint Calculator и представляет собой бесплатный инструмент, доступный в Интернете, с помощью которого можно «измерить» экологическое воздействие нашего гардероба и привычек потребления одежды. Он представляет собой анкету (на английском языке) из 12 простых вопросов — как часто вы покупаете одежду, покупаете ли вы ее через Интернет или в магазине, сколько стирок в месяц вы делаете, покупаете ли вы подержанную или только новую одежду, ремонтируете ли вы купленное или выбрасываете — и был разработан компанией ThreadUp, крупнейшим в мире магазином подержанной одежды, расположенным в Сан-Франциско.
На основе ваших ответов «Модный калькулятор» рассчитывает ваш личный «экологический след», сравнивая его со средним показателем по стране (в данном случае с американским, который составляет 1620 фунтов на человека). Это полезное упражнение, если только оно не заставляет задуматься о том, что некоторые довольно распространенные привычки, такие как навязчивые покупки одежды в магазинах быстрой моды или тенденция выбрасывать одежду, не перерабатывая ее, не отдавая в дар и не пытаясь отремонтировать, могут быть исправлены без особых усилий.
Одежда является частью цепочки создания стоимости
Орсола Де Кастро хорошо объяснила это в интервью нашему подкасту «Женщины как мы». Де Кастро — соучредитель и креативный директор Fashion Revolution, международного движения, объединяющего дизайнеров, ученых, писателей, дома моды, магазины, производителей и текстильщиков, которые стремятся создать более этичную индустрию моды.
«Первое, что я всегда советую всем, — это представить, что их гардероб — это часть цепочки создания стоимости. Мы составляем ровно три четверти цепочки поставок текстиля: как только мы покупаем платье, цепочка поставок на этом не заканчивается. Мы носим это платье до тех пор, пока оно не умрет, и это та часть цепочки поставок, за которую мы несем ответственность. Мы находимся в цепочке поставок и можем влиять на нее, — говорит эксперт по переработке. А это значит, что, покупая платье, мы должны думать о том, как его стирать, хранить и правильно утилизировать: гардероб (и окружающая среда) от этого только выиграют».