«Носить треники — это признак поражения», — говорил Карл Лагерфельд, знаменитый дизайнер, более сорока лет создававший Chanel и Fendi и покинувший нас в феврале 2019 года. Однако опыт пандемии и вынужденной изоляции, в которой оказались миллионы людей по всему миру в последние месяцы, кардинально изменил отношение многих к удобной одежде, вплоть до окончательного отказа от спортивных костюмов (если не пижам) в пользу умной работы, подтвердив тенденцию, уже несколько лет наметившуюся в индустрии моды.
С другой стороны, исчезновение формальной одежды — явление, конечно, не недавнее: на протяжении как минимум двух десятилетий мы наблюдаем, как сокращается количество ситуаций, требующих соблюдения определенного «дресс-кода», и в настоящее время в западном мире практически не осталось мест, где формальная одежда является нормой. Между ними произошло множество стилевых революций: от засилья уличной одежды среди молодого поколения, на которое повлиял мир афроамериканского хип-хопа, до технологических предпринимателей Кремниевой долины, которые показали, что можно быть успешным без костюма и галстука. А женщины? Для них платья и шпильки тоже стали скорее выбором, чем обязанностью, а карантин, похоже, еще больше поднял планку в сторону все более функционального гардероба.
Тренировочные брюки пользуются спросом в Интернете
Согласно данным, опубликованным Lyst, крупнейшей в мире платформой для поиска одежды, за последние месяцы количество запросов на серые спортивные костюмы увеличилось на 104%. Каждый год с наступлением осенних месяцев количество запросов на этот предмет одежды увеличивается в связи с возвращением к активному образу жизни после лета. Однако аналитики Lyst прекрасно понимают, что в 2020 году нельзя придерживаться маркетинговых исследований предыдущих лет, поскольку пандемия сильно изменила привычки онлайн-потребителей. Эта тенденция объединяет несколько других «движений», которые мы наблюдаем в моде в последние годы: от уличной одежды до бума спортивной одежды (в частности, леггинсов, так называемых «штанов для йоги») и так называемой «одежды для отдыха», т.е. одежды и аксессуаров, предназначенных для удобства, но при этом обладающих определенным стилем, с акцентом на ткани и эксплуатационные характеристики.
Но спортивный костюм — это еще и вирусное явление. Как пишет Макс Берлингер в журнале Gq Us, серые треники, особенно мужские, стали своего рода мемом (сатирическим изображением, распространяемым по Интернету). По хэштегу #GreySweatpants в Twitter и Instagram можно найти множество изображений и шуток, восхваляющих мужчин, которые носят треники такого цвета, что делает их безнадежно сексуальными. «Добро пожаловать в сезон серых треников. Для непосвященных это время, когда погода наконец-то позволяет мужчинам достать эти брюки из дальнего ящика пижамного стола. Раньше они были просто безобидным повседневным вариантом, но в последние годы превратились в лингвистический ярлык для тех, кто предпочитает подглядывать за мужским телом, а не любоваться листвой», — язвительно пишет Берлингер.
Наиболее популярные бренды
С начала сентября число поисковых запросов по запросу «серые толстовки» увеличилось на 63%. Nike входит в число наиболее востребованных брендов: поиск «серые толстовки» за последние две недели показал +40%. Если рассматривать последние два года, то вся категория выросла на 14% в годовом исчислении (с 2019 по 2018 год) и на 38% в годовом исчислении (с начала 2020 года по сегодняшний день). Как уточняет Lyst, в целом спрос начинает расти осенью (между сентябрем и декабрем) каждого года, а онлайн-поиск осуществляют в основном 18-24-летние. Однако в связи с пандемией эта картина несколько изменилась: с середины марта по апрель наблюдался огромный всплеск поисковых запросов.
Как работа из дома (и социальная работа) меняет нашу манеру одеваться
После более глубокого изучения данных команда Lyst пришла к выводу, что в те месяцы, когда пользователь работал дома, онлайновые пользователи искали более удобную одежду, чтобы иметь возможность переносить домашние будни. В течение этих месяцев одежда работников менялась, становясь более удобной, особенно в нижней части. Верхняя часть, напротив, оставалась неизменной, так как ее обычно снимают камеры для видеозвонков.
Любопытно наблюдать, что второе начало тренда берет свое начало в социальных сетях, в частности в TikTok, где тысячи молодых людей в последние месяцы снимали себя в этой одежде. Впрочем, это явление, безусловно, касается не только молодежи. Достаточно вспомнить об успехе очень легкого для кожи формирующего белья, например, бренда Skims Ким Кардашьян, и о привычке многих женщин, выработанной прямо в карантине, обходиться без бюстгальтера. Слово «комфорт» давно стало запретным в моде и на подиумах, но сегодня, как никогда, люди, которые еще не разучились ходить по магазинам, ищут одежду, которая подходит для их повседневной жизни. А продолжающаяся пандемия — деталь, которую трудно игнорировать.