Приглашение заново открыть в себе мальчишескую сторону мужчины, во имя той свободы, которую можно ощутить только в детстве и которую Алессандро Микеле, креативный директор Gucci, определил на пресс-конференции как «царство, где возможно все». Этим завершаются миланские показы, посвященные мужской моде, которые начались 10 января прошлого года с шоу Gucci в роскошном Палаццо делле Сцинтилле, превращенном по этому случаю в «елизаветинский театр, научный театр, корриду» и ставшем, по данным Blogmeter’s Fashion Index, самым популярным модным показом в Instagram. В центре сцены находится огромный маятник, который движется и, кажется, неоднократно приближается к моделям, кружащим вокруг него: это отсылка к маятнику Фуко, одного из любимых философов Микеле, которого он часто цитирует, и напоминание о неумолимом течении времени и потере детства.
Мужчины, станьте снова детьми
От блестящих воротничков до ботильонов с глазами, от фартуков до пальто bon ton и формы католической школы, смешанных с прическами в стиле рокабилли, джемперами с дырками и панковскими аксессуарами: совсем юные модели, дефилировавшие для Gucci, — это начинающие мужчины, веселящиеся со своей одеждой, похожие на рок-звезд, находящихся на полпути между Дэвидом Боуи и Куртом Кобейном, но не воспринимающие себя слишком серьезно. Для дизайнера игривый элемент — это противоядие от токсичной мужественности, которая заставляет мужчин, а следовательно, и женщин, придерживаться вредных стереотипов, как хорошо объясняется в пресс-релизе, сопровождающем показ.
«С самого рождения детям навязывается доминирующая, побеждающая, угнетающая модель маскулинности. Отношение, язык и действия постепенно приводятся в соответствие с идеалом маскулинности, исключающим уязвимость и зависимость. Любое упоминание о женственности агрессивно изгоняется, поскольку воспринимается как угроза полному утверждению мужского прототипа, не допускающего уступки. В этом дрейфе нет ничего естественного. Модель социально и культурно сконструирована таким образом, чтобы отвергать все, что ей не соответствует. С очень серьезными последствиями. Эта токсичная маскулинность, по сути, подпитывает лживость, насилие и сексизм».
Альтернативная модель, не исключающая
«Моя коллекция — это не нарратив мужественности, исключающий мейнстримную мужественность, напротив, для меня это рассказ о сложности бытия мужчины. Мир мужчин разнообразен и многогранен, как и мир женщин», — сказал дизайнер журналистам после показа. «Коллекция — это гимн романтизму, а для меня — мужскому полу и мужчинам, которые способны на многое, даже на пересмотр того, чему их учили», — заключил он.
Вот в чем смысл коллекции, которая может показаться странной тем, кто не владеет языком моды: одежда и аксессуары Gucci, взятые по отдельности, на самом деле очень удобны для ношения как мужчинами, так и женщинами, о чем свидетельствует коммерческий успех, который обеспечил бренду новый курс, начатый Микеле в 2015 году (+19,8%, или 4,6 млрд евро, выручки в 2019 году). Так что не стоит опасаться за мужчин, которые ни в коем случае не исчезли и не рискуют исчезнуть: если что, добро пожаловать всем остальным.