Ютубер, который учит писать от руки
Несмотря на то что цифровые технологии отодвинули их на второй план, сделав ненужными, именно благодаря Интернету такое древнее и элегантное искусство, как каллиграфия, возвращается. И оно покоряет всех, в том числе и миллениалов. Подтверждением тому служит успех 22-летней канадской активистки Аманды Рейч Ли, которая обучает рукописному письму 2 млн. своих подписчиков на YouTube.
Но и Итальянская ассоциация каллиграфии переживает настоящий бум: за месяцы первой блокировки места на онлайн-конференции, организованные ее преподавателями, раскупались в считанные минуты, а энтузиасты подключались со всех уголков мира. Как это произошло с открытием винила, так и практика мелкого почерка возвращается в моду именно тогда, когда мы уже не можем обойтись без клавиатуры», — говорит Франческа Бьязеттон, президент Итальянской каллиграфической ассоциации и автор книги «La bellezza del segno. Elogio della scrittura a mano» (Economica Laterza). «В основе этого лежит потребность в создании личного «пузыря», в котором можно замедлиться, освободить разум и сосредоточиться на элегантных и точных движениях руки, перемещающейся по чистому листу бумаги. Но также и желание заново открыть в себе вкус к прекрасному».
Письмо от руки повышает концентрацию внимания, улучшает память и навыки синтеза
Согласно исследованиям, опубликованным в журнале Psycological Science, письмо от руки имеет и другие преимущества: оно повышает концентрацию внимания, улучшает память и способность к синтезу. Настолько, что такие известные авторы, как Джеймс Эллрой, продолжают записывать на бумаге замысловатые сюжеты своих романов, а в самых известных университетах, таких как Оксфорд и Гарвард, многие преподаватели заставляют своих студентов делать записи от руки.
«Записывающиеся на наши курсы каллиграфии становятся все моложе и моложе, и в век социальных сетей странно видеть их возившимися с карандашами», — подтверждает Клаудия Тавелла из миланской студии каллиграфии и графического дизайна Yvat&Klerb (y-k.it). «Они увлечены эстетикой письма и приходят к нам, потому что хотят научиться технике, начиная от позы, в которой нужно держать карандаш, и заканчивая правильным нажимом на бумагу. Да, ведь одно дело — написать записку или список покупок, и совсем другое — купить белую тетрадь и ручку для тренировок. «Это как научиться играть на инструменте. Нужна практика и увлеченность», — продолжает Бьясеттон.
Письменные слова побеждают моду
Поэтому вполне закономерно, что страсть к написанию слов покоряет классические канцелярские бренды, готовые выпустить капсульные коллекции карандашей с ретро-шармом и блокнотов из специальной бумаги.
Однако менее очевидно, что эта тенденция завоюет и моду. Пример. Пол Смит совместно с Caran d’Ache выпускает шариковые ручки и цветные карандаши в своем типичном радужном стиле. Не заходя так далеко, многие модные и косметические бренды все больше инвестируют в то, чтобы побаловать клиентов рукописными приглашениями и благодарственными письмами. Как приятно, открыв конверт, обнаружить открытку со своим именем или благодарность, написанную перьевой ручкой, а не напечатанную? Очень приятно, потому что, как и любое ремесленное изделие, эти буквы, нарисованные от руки, придают им ценность «сделанного на заказ».
Ручное письмо, искусство рисования букв
Когда письмо становится еще более персонализированным, вплоть до создания символов оригинальной формы, мы говорим о «ручном письме», или искусстве рисования букв. Древнее и красивое искусство, которое также может стать ремеслом с винтажным привкусом, но никогда не бывает таким актуальным: так произошло с ребятами из туринской мастерской Il Letterista, которые занимаются изготовлением на заказ вывесок и надписей на витринах магазинов, выполненных строго кистью.