Они не ездят в отпуск и не носят дорогую одежду. Они не снимают видеоуроки по макияжу и прическам и не пытаются развлечь свою аудиторию. Напротив, они делятся своей страстью к уборке дома, к той ненавистной «рутинной работе», которую большинство из нас делает неохотно и с удовольствием перепоручает кому-то другому. Чистые инфлюэнсеры (в основном женщины, но есть и мужчины) уже давно стали настоящим феноменом, тем более в наши дни, когда бушует коронавирусная фобия.
Некоторые критикуют их за тот образ, который они создают о женщинах
У паладинов гигиены есть нечто общее с любимицей чистоты и минимализма Мари Кондо — сначала бестселлер, затем шоу на Netflix, а теперь еще и линия товаров для дома — линия, которая, кстати, вызвала немало критики в ее адрес (как же так, ведь она проповедовала избавление от лишнего?). Даже «чистые» авторитеты, по сути, не остались в стороне от споров, особенно женщины: многие отмечали, насколько унизительно то, что они изображают себя счастливыми и с улыбкой берутся за работу по дому, которая по-прежнему является проблемой во многих семьях и слишком часто ложится на плечи женщин.
Они являются агентами влияния sui generis
Среди наиболее известных профилей — Софи Хинчлифф (за ней следят более 3 млн. человек) и Линси Queen of Clean (175 тыс.), которые зарабатывают на спонсорстве, как и любые другие инфлюенсеры, но вместо передовитого образа жизни, заставляющего их подписчиков мечтать, предлагают ежедневную историю своего стремления к чистоте, как в знаменитой программе, выходящей на канале Real Time. Как сообщает Vanity Fair, в Италии есть «тренер порядка» Лука Гвидара и Джулия Гроппо, которая в Instagram выступает под ником @Yesyoucandeggina.
Для многих людей уборка является средством против беспокойства
Если оставить в стороне такие серьезные вопросы, как гендерное равенство и разделение труда по уходу (за детьми и домом) между мужчинами и женщинами, то влиятельные люди, следящие за чистотой, на самом деле рассказывают нам кое-что о нашем обществе. Как писал Тайлер Кингкейд в журнале The Atlantic в августе прошлого года, реальная сила этого явления заключается в цифровом сообществе, которое создается вокруг этих авторитетов. Нередко те, кто следит за ними, делают это не для того, чтобы подражать им, а для того, чтобы помечтать об ином образе жизни или получить полезную информацию — как в случае с обучающими уроками по макияжу или технологиям. По-видимому, не так уж и принципиален, короче говоря, тот дух подражания, который мы часто связываем с маркетингом влияния.
Напротив, наблюдать (и делиться) домашней рутиной в Instagram — все равно что отдыхать от стресса тяжелого дня. Чистые инфлюенсеры одеваются обычным образом, как все мы одеваемся во время уборки, поэтому их подписчики воспринимают их как искренних и неконструктивных. Кингкейд также отмечает, что в их комментариях нет ни следа злобы или «политических» группировок, которые часто встречаются в других цифровых пространствах. Кроме того, не стоит недооценивать катарсическую силу чистоты: она заставляет нас чувствовать себя хорошо, и, как объяснил The Atlantic Сэм Гослинг, социальный психолог из Техасского университета в Остине, «люди эволюционировали, чтобы развивать тенденции, которые заставляют нас чувствовать себя хорошо, а чистота устраняет микробы и другие вещества, которые могут сделать нас больными».
Такие аккаунты, как @Mancleany и @cleaning_my_anxiety_away, выстраивали отношения со своими подписчиками, рассказывая о своей борьбе с тревогой, что способствовало возникновению небольшой дискуссии о психическом здоровье, которая заинтересовала многих людей. Так же поступила и @MissHendyHome, которая, занимаясь уборкой и пробуя новые продукты, чтобы продемонстрировать их тем, кто следовал за ней, «нашла способ укрыться от хаоса мира с помощью простого и универсального действия — выполнения заданий».