В месяцы блокировки наблюдался бум онлайн-покупок. Карантин приблизил к цифровой торговле даже новичков. Однако, несмотря ни на что, индустрия моды понесла потери. По данным последнего исследования консорциума Netcomm Digital Commerce Consortium, в течение нескольких недель после введения чрезвычайной ситуации 88% из 150 модных компаний жаловались на падение оборота. Лишь 8% брендов смогли удержаться на прежнем уровне, а 4% смогли похвастаться ростом продаж. Стратегия возрождения шопинга заключается в том, чтобы сосредоточиться на инновационных технологиях, которые становятся все более футуристичными: от виртуальной реальности до цифровых аватаров, живых потоков и дополненной реальности.
Век повсеместных покупок
«На протяжении многих лет мы говорим об омниканальности — интеграции физической и цифровой торговли. Однако теперь каналы увеличились в несколько раз. И покупатели уже не видят разницы между покупками онлайн и офлайн, — пояснил Donna Moderna Роберто Лишиа, президент консорциума Netcomm, — Все начинается со стимула (рационального, эмоционального или сенсорного) потребителя. Как только мы обнаруживаем привлекательный для нас продукт и активизируется процесс вовлечения, мы тут же хотим его купить. Поэтому теперь мы можем говорить о «покупках везде»: процессе, который с помощью ряда инновационных технологий позволяет нам трансформировать этот стимул в немедленную покупку, где бы мы ни находились и в любое время».
Виртуальная примерка и цифровые аватары
«Еще одна инновационная технология — это технология цифрового аватара. Наше изображение переводится в цифровой манекен, также в 3D, со всеми нашими особенностями. Это удобная система, позволяющая виртуально примерить все желаемые наряды на сайте электронной коммерции, не надевая их в реальности. После того как мы выбрали наиболее подходящую нам одежду, наши предпочтения отправляются непосредственно на фабрику, а ткани раскраиваются по размерам, что позволяет избежать отходов и снизить воздействие на окружающую среду. Все эти ресурсы могут быть интегрированы друг с другом для более комфортного совершения покупок», — заключает эксперт.
Покупки в прямом эфире: телешопинг становится цифровым
С другой стороны, основанный на сочетании развлечений и электронной коммерции шопинг в реальном времени — тенденция, которая уже широко распространена в Китае, а теперь пришла и в Италию. Лидером в этом направлении является бренд Motivi. Что он собой представляет? С 10 июня продавцы магазинов ведут регулярные трансляции на потоковом канале GoLive.shop. Цель — представление новых коллекций. Во время прямых трансляций из бутиков подключенные клиенты могут общаться с продавцами-консультантами, как будто они находятся в магазине, и в режиме реального времени спрашивать совета или подробностей о тканях и аксессуарах, подходящих к наряду. В то же время можно приобрести товар, щелкнув мышью по появляющимся на экране изображениям и перенаправившись на портал электронной коммерции. Одним словом, это своего рода цифровая и интерактивная версия старого телемагазина.
Иммерсивные технологии существовали и до появления Covid, но сейчас они совершенствуются для повышения эффективности удаленных покупок. Многие бренды уделяют большое внимание виртуальной реальности. Среди них — Prada, которая с начала июня расширила свой проект виртуальной реальности. Первоначально VR-визоры можно было использовать в магазинах или на мероприятиях для доступа к дополнительному контенту. Теперь с помощью различных платформ, таких как YouTube VR, VEER, Oculus и Youku, можно посещать показы мод, заходить за кулисы и знакомиться с «созданием» различных изделий модного дома. Например, можно узнать, какой труд стоит за созданием сумки или платья.
Дополненная реальность пробивает себе дорогу, в том числе, и в сектор красоты. Теперь на онлайн-порталах определенных марок или парфюмерных компаний с помощью фотоаппарата или веб-камеры можно опробовать косметику, в покупке которой мы заинтересованы. Так называемый виртуальный макияж позволяет нам, не выходя из дома, посмотреть, как выглядят на нашем лице тональный крем, помада и тушь для ресниц, которые мы затем купим в Интернете. Для этого достаточно сфотографироваться или использовать камеру компьютера для публикации своего изображения, на которое мы лишь виртуально нанесем желаемый макияж, а затем сравним «до» и «после». С другой стороны, Zara уже два года пытается внедрить эту технологию в свой шопинг: загрузив приложение бренда на свой смартфон, а затем обрамляя витрины некоторых магазинов, коробки с онлайн-покупками или специальные изображения на портале, можно увидеть моделей в различных нарядах, купить и, почему бы и нет, поделиться.