Почему у инвалида не должно быть желания одеваться красиво и приятно? Почему мы привыкли считать людей с ограниченными возможностями однообразной, асексуальной категорией, которой нужна только практичная, не имеющая индивидуальности одежда? «А ведь инвалидность — это просто часть человеческого бытия. Предрассудки заставляют нас воспринимать людей с ограниченными возможностями как меньшинство, часть отдельного мира. Вместо этого они просто люди, и поэтому имеют право выражать свою уникальность — почему бы и нет? — в том числе и через одежду», — говорит Алессио Музио, преподаватель этики в Миланском католическом университете.
Однако что-то меняется. Некоторые бренды начинают понимать это, руководствуясь собственной чувствительностью и опытом: например, Tommy Hilfiger, который только что запустил линию адаптивной моды, предназначенную для детей, мужчин и женщин с ограниченными двигательными возможностями. Одежда, созданная с использованием удобных отверстий, липучек, мягких тканей, без молний и пуговиц.
То, что Хилфигер открывает для себя этот рынок, неудивительно, ведь у дизайнера есть дочь с расстройствами аутистического спектра (как и сын его жены), и он участвует в мероприятиях, посвященных аутизму. ‘Определенно, это положительный момент, открытие к изменению культуры’. Однако следует подчеркнуть, что зачастую мы имеем дело с инвалидностью только тогда, когда она в той или иной степени затрагивает нас лично, в противном случае внимание к ней ослабевает».
В США инвалиды составляют около 20% населения. И не все из них — инвалиды-колясочники. Многие из них имеют психические отклонения. Ведущая CNN Лорен Тьерри создала специальную линию одежды: Independence Day clothing, родившуюся из непосредственного опыта общения с ее сыном-аутистом. Унисекс, одежда для самостоятельного ношения, способствующая независимости. Некоторые из них даже со встроенным GPS, чтобы обеспечить безопасность людей с аутизмом.
Совсем молодой модельер Камила Чирибога работает со слепыми людьми, разрабатывая для них одежду, которая «разговаривает» с их смартфонами. Она работает с больными церебральным параличом и уже создала коллекцию для больных диабетом и диализом.
А в Италии? На прошедшей Неделе моды в Милане агентство Iulia Barton организовало показ мод с участием моделей-инвалидов в сотрудничестве с Fondazione Vertical, итальянской некоммерческой организацией по лечению спинального паралича. Уникальное, новое мероприятие, в котором также приняла участие Тифани Адамс, модель в инвалидной коляске, из Гонолулу, за которой много следят в социальных сетях, известная в США по съемкам художественных фильмов Push Girls и Shaholly Ayers. В стороне от внимания появляются и специализированные компании, такие как Mec Service, которая предлагает одежду и аксессуары для тех, кто оказался с рукой или ногой в гипсе. Или Lyddawear, которая также продает через Интернет одежду для женщин и мужчин с двигательными проблемами, а также для пациентов с болезнью Альцгеймера или Паркинсона, т.е. для людей, которые больше не могут совершать тонкие и координированные движения.
А поскольку инновации идут снизу вверх, особенно выделяется проект UILDM (Итальянского союза борьбы с мышечной дистрофией) «Право на элегантность», в котором приняли участие две профессиональные школы моды (а со следующего года будут охвачены и другие школы): Институт Торнабуони Челлини во Флоренции и ISISL De Medici — секция моды в Оттавиано (Неаполь) в рамках курса Alternanza Scuola Lavoro (Альтернатива рабочей школы). Первый институт изготовил четыре наряда, второй — два, и все они были надеты на шесть исключительных моделей во время показа мод, состоявшегося в Линьяно-Саббьядоро в рамках недавних национальных мероприятий UILDM (Unione Italiana Lotta alla Distrofia Muscolare). Красочная одежда, мягкая и красивая на вид, рожденная из удовольствия радовать себя, из заботы о себе, первый шаг к более полному проекту самосознания и самореализации.
Ведь удовольствие от того, что на нас смотрят и что на нас смотрят, — это признак человека. «Ведь человек обнаруживает себя любимым, когда его любят, потому что его любят: значит, когда кто-то смотрит на нас с любовью, такой взгляд может заставить расцвести нашу уникальность, столь отличную от серийности промышленных изделий, даже в моде», — продолжает профессор Мусио. «Так почему же люди с ограниченными возможностями не должны иметь желания, чтобы на них смотрели, чтобы они чувствовали себя комфортно даже с эстетической точки зрения в одежде, которую они носят? Одежда рассказывает о нас, она усиливает чувство уникальности, красоту нашего особого способа быть одинаковыми, который всегда сопровождается уникальностью, которую никогда не следует унижать».
Вместо этого на инвалидов навешивается ярлык — фигурка в инвалидной коляске, не мужчина и не женщина, не имеющая возраста. Почти голограмма, как будто инвалидность бывает только моторной. На самом деле их более 500 видов, включая психические. На самом деле понятие «инвалидность» сегодня очень широкое: оно включает в себя дегенеративные, хронические, врожденные и возрастные заболевания. По данным ОЭСР, к 2050 году Италия станет третьей в мире страной по возрасту после Японии и Испании: сегодня на 100 человек населения приходится 38 человек старше 65 лет, в 1980 году их было 23, а в 2050 году — 74. Это тревожные цифры, открывающие сценарии на уровне устойчивости общества, здравоохранения и благосостояния, в отношении которых мы все призваны задаться вопросом.