В 1522 г., когда в Риме свирепствовала чума, было организовано торжественное шествие: в течение 16 дней на плече несли распятие из Сан-Марчелло-аль-Корсо. Летописцы того времени утверждали, что везде, где проходила процессия, чума немедленно прекращалась. 15 марта 2020 года, в самый мрачный момент пандемии Covid 19, Папа Франциск отправился помолиться перед той самой деревянной статуей Христа на кресте.
Итальянцы действительно народ поэтов, мореплавателей и святых. Как сегодня, так и в прошлом. Исследование, опубликованное в журнале Ethics, Medicine and Public Health, в результате опроса более 15 000 человек составило «Топ-3» самых упоминаемых святых в эпоху Ковидов: Санта-Рита, Сан-Рокко и Сан-Себастьяно. «Те, кто думает, что чудеса — это старые истории, прерогатива верующих, ошибаются», — объясняет Натале Бенацци, автор книги Guida ai miracoli d’Italia (Rizzoli). «Они слагаются из тысячелетней культуры и традиций нашей страны и выражают исконную человеческую потребность, особенно в кризисные времена: искать убежища, утешения и защиты в божественном».
Наиболее почитаемые святыни
Именно так уже много веков происходит в крошечном святилище Мадонны Трава во Фриули-Венеции-Джулии, куда с середины 1600-х годов приходят новоиспеченные матери, родившие своих мертвых детей. Согласно различным преданиям, возложение тела младенца на алтарь обеспечивало ему кратковременное воскрешение, что позволяло крестить ребенка и тем самым обеспечить ему вход в рай.
Сегодня также почитается святилище Нотр-Дам-де-ла-Герисон (Богоматери Исцеления) в Курмайоре на Монблане: здесь горные гиды и альпинисты обращаются за защитой к Богоматери Горы, а среди многочисленных вотивных подношений, приносимых в знак благодарности, есть и каяк, и палатка первой итальянской экспедиции на Северный полюс.
Сан-Дженнаро в Неаполе
Одним из наиболее ярких проявлений увлечения провиденциальным событием является культ Сан-Дженнаро в Неаполе. Начиная с 1389 года, даты первого засвидетельствованного чуда, каждый год в течение трех дней — в субботу перед первым воскресеньем мая, 19 сентября и 16 декабря — ожидается чудесное разжижение крови святого, собранной в две ампулы, — рассказывает эксперт. Если кровь растает, это считается хорошим предзнаменованием. Если нет, то это предзнаменование неблагоприятных событий».
В декабре прошлого года, в год пандемии, он не растаял. Подобное случалось и в 1973 году, когда в Неаполе распространялась холера, и в сентябре 1980 года, когда произошло землетрясение в Ирпинии. «Это чудо, напоминающее ватициниум оракула, на котором присутствует вся неаполитанская община, как верующие, так и неверующие, в смешении светского поклонения и религиозной веры, истории и текущих событий», — поясняет Бенацци.
Потребность в божественном
Светский культ дополняется еще одним, очень современным аспектом. «В сегодняшнем обществе, которое становится все более цифровым, мы живем в измерении «гиперреальности», где все состоит из данных и, следовательно, поддается измерению, холодно», — замечает искусствовед Маддалена Альви. «Потребность в божественном реализуется в мощах святых, которые становятся символами тайны, святости и красоты».
Как можно не застыть с открытым ртом перед шедевром готического ювелирного искусства — бюстом Сан-Дженнаро с митрой, усыпанной золотом, бриллиантами, изумрудами и рубинами? Или перед внушительным главным алтарем Падуанской базилики работы Донателло и бронзовыми рельефами, повествующими о чудесах святого Антония? Произведения искусства, изображающие чудеса, обладают способностью переводить мистический опыт в своего рода «духовную фотографию» события того времени, когда оно произошло», — поясняет Альви. «Сегодня они, с одной стороны, помогают найти смыслы и точки опоры, которые не могут дать очевидное и рациональное, а с другой — дают ощущение преемственности и безопасности между прошлым, настоящим и будущим».
Интерес к реликвиям
Поэтому неудивительно, что об интересе к реликвиям свидетельствует новый сериал Sacra Bellezza — путешествие по местам Италии, где хранятся и почитаются важные священные предметы (на канале NowTv в потоковом режиме). А в Интернете это настоящий бум: по данным карабинеров, с 1970 года было украдено более 5 000 реликвий, и это явление продолжает расти.
Так и получается, что, несмотря на запрет Ватикана, на сайтах eBay и аукционах можно найти «фрагменты святынь», подлинность которых, очевидно, нужно проверять: за письмо-благословение от Падре Пио «достаточно» 300 евро, а за реликварий, в котором якобы хранится волос Девы Марии, нужно выложить почти 10 тыс. «Риск заключается в том, что святых сводят к раздатчикам милостей и благодеяний, приравнивая реликвии к амулетам и талисманам, в соответствии с подходом, который привел к росту астрологии, картомантии и магических практик», — отмечает Бенацци.
Но сила чуда в другом: «Она заключается в его уникальности, безвозмездности и демократичности. Оно происходит здесь и сейчас, не воспроизводимо и может коснуться каждого, верующего или нет, достойного или нет». Физик Антонино Зичичи также сказал об этом так: «Чудеса — это доказательство того, что наше существование не заканчивается в имманентном. Но есть нечто большее». И поэтому мы не можем без них обойтись.