После мужских показов в Париже с 20 по 23 января прошли показы высокой моды. Как всегда, мы увидели на подиуме сказочные платья — от невест в мокасинах от Chanel до элегантных дам от Valentino, от пограничных с реальностью творений Ирис ван Херпен до мягких силуэтов Dior и романтичных принцесс от Giambattista Valli, выбравших статичное представление. Платья, предназначенные для очень состоятельных клиентов, но которые мы наверняка увидим на красной дорожке следующей церемонии вручения премии «Оскар», намеченной на 9 февраля.
Последнее время Жана Поля Готье
Также состоялся показ-мероприятие Жан-Поля Готье, которым французский дизайнер попрощался с подиумами — «Это будет мой последний показ Haute Couture. Приходите — вы не можете его пропустить», — сказал он в забавном видеоролике на Instagram — после 50-летней карьеры. Однако его проект не останавливается: он примет другие формы, как он объяснил.
Известный своим беззаботным торжеством чувственности, как мужской, так и женской, дизайнер конусообразного бюстгальтера Мадонны (тот самый, что был на туре Blonde Ambition в 1990 году) представил почти 200 образов, которые подытожили его стиль: от матросских полосок до суперсексуальных смокингов. Все его музы, от Росси де Пальмы до Ясмин Ле Бон, ходили по подиуму за него, так что показ мод превратился в вечеринку.
Но как работает Высокая мода?
Для того чтобы попасть в официальный календарь Paris Couture, существуют строгие параметры, установленные Министерством промышленности Франции и Французской федерацией от кутюр. Так, согласно правилам, одежда должна шиться исключительно по меркам, у марки должно быть ателье в Париже, в котором она производит одежду, в ателье должно работать не менее 20 штатных портных, а новые коллекции должны представляться два раза в год — в январе и июле.
В отличие от prêt à porter, который всегда рассчитан на один сезон вперед, предложения haute couture предназначены для сезона, непосредственно следующего за ним (в данном случае весна-лето 2020, предложения prêt à porter которого были показаны в сентябре прошлого года). Платья Haute couture — это триумф текстильного мастерства: они являются результатом бесчисленных часов работы, изготавливаются только из высококачественных и зачастую очень дорогих материалов, а сегодня в них используются и самые передовые технологии (например, лазерная резка кружева). Стоимость одного платья может исчисляться сотнями тысяч евро.
Кто покупает эту дорогую одежду?
Но кто же те счастливчики, которые имеют доступ к платьям, изготовленным в основном вручную и часто являющимся единственными экземплярами? Как пояснил Александр Фьюри в статье для T Magazine в 2015 г., специализированного журнала New York Times, несмотря на то, что Haute Couture кажется «величайшим анахронизмом XXI века», он продолжает существовать именно потому, что представляет собой вершину роскоши.
Покупатели приезжают из Индии, России, Бразилии, Китая и стран Ближнего Востока. Несмотря на ошеломляющие цены, дома высокой моды зарабатывают не так уж много на этом рынке, который, как легко представить, крайне ограничен. Для многих марок основными источниками дохода остаются аксессуары и лицензии на косметику, но от кутюр — это знак отличия, от которого (почти) никто не хочет отказываться: именно поэтому такие марки, как Dior, Valentino, Armani Privé и Maison Margiela, продолжают оставаться в официальном календаре. И продолжают заставлять нас мечтать.