Если бы это был телесериал (а не исключено, что рано или поздно он им станет), то он был бы очень похож на «Наследство» — иллюстрированное пособие о том, как в великих династиях динамика власти путается с кровными узами, деньги — с привязанностью, наследство — с происхождением. В июле прошлого года Маргарита Аньелли обратилась в суд Турина с просьбой проверить «правильность и прозрачность» действий Dicembre, «простой компании», владеющей семейным состоянием. Это маневр, направленный на то, чтобы поставить под сомнение корпоративную структуру Аньелли: в ней нет ничего простого. Начнем с семейного древа. Маргарита — вторая дочь Джанни и Мареллы Аньелли, сестра Эдоардо, покончившего жизнь самоубийством в 2000 году, мать Яки, Лапо и Джиневры Элканн, детей писателя Алена, а также Марии, Пьетро, Софии, Анны и Татьяны, рожденных от ее второго мужа Сержа де Палена.
Спорное наследие
Джанни Аньелли был убежден, что в семье нужно править «по очереди», и признал в своем племяннике Джованни, сыне брата Умберто, достойного преемника. Но в 1997 году из-за редкой формы рака кишечника Джованнино скоропостижно скончался, и юрист решительно переключил свое внимание на старшего сына Маргариты, Джона Филиппа Джейкоба, известного как Джаки, 1976 года рождения, который в это время изучал инженерное дело в Туринском политехническом институте.
Поэтому через месяц после смерти Джанни Аньелли, 24 января 2003 г., Маргарита была вызвана в нотариальную контору в Турине Францо Гранде Стивенсом и Джанлуиджи Габетти, историческими советниками ее отца. В присутствии донны Мареллы Яки был официально введен в должность дофина благодаря прямой передаче акций, принадлежавших его деду. Однако сразу после этого, — рассказывала Маргарита в интервью американскому журналу Vanity Fair, — произошло то, что совершенно не входило в порядок вещей». Марелла также уступил Джаки все свои акции, по сути, передав ему контроль над компанией. Маргарита чувствует себя обойденной, бесправной, оттесненной в низший круг вместе со своими вторыми детьми.
Юридическая борьба начинается
Именно в этот момент начинается борьба. Маргарита Аньелли требует полного и подробного отчета об имуществе своего отца, убежденная в том, что значительная его часть спрятана, но получает лишь неполный список. Когда она настаивает на своем, против нее выступают остальные члены семьи, чтобы сделать стену. Столкновение продолжалось до марта 2004 г., когда на берегу Женевского озера Маргарита подписала «окончательное соглашение», по которому она уступила свою долю в компании в обмен на активы, оценивавшиеся на тот момент более чем в миллиард евро, включая «замок» Виллар-Пероза и картины Уорола, Бэкона и Климта, отказавшись при этом от всех других претензий.
«Я сделал это только для того, чтобы обрести покой», — объясняет он. «Потому что моя мать больше не разговаривала со мной, мои дети больше не разговаривали со мной. Вместо того чтобы цепляться за поступки, я предпочел перемирие». В сентябре того же года Яки женился на Лавинии Борромео, и Маргарита присутствовала на церемонии — несмотря на ссору с сыном, который не решился представить ее свекрам, — чтобы подчеркнуть, что семья остается «единой в твердой и неизменной привязанности». Через несколько месяцев ее муж Серж де Пален, 22 года занимавший пост руководителя Fiat, был бесцеремонно уволен (Джаки).
Кризис Fiat
Дело не в деньгах, но стоит вспомнить, что в то время Fiat находился в серьезном кризисе: акции падали, будущее было туманным. В июне 2004 года генеральным директором компании назначается Серджио Маркионне. Если бы это был телевизионный сериал (а хочется надеяться, что рано или поздно так и будет), то именно в этот момент никто бы не стал разбираться в финансовых деталях — в 2005 году концерн получил чистую прибыль в размере 1,3 млрд. евро, а в 2006 году — 1,1 млрд. евро, — но на экране меняется свет, меняется музыка: перезапуск завершен.
Возможно, именно поэтому в 2007 году Маргарита вновь подняла вопрос о наследстве, подав в суд на влиятельных советников: «Они больше не являются хранителями имущества моего отца, они убеждены, что стали моим отцом». А также к своей матери. Для Мареллы это «жест неблагодарности» и «предательство», а Джон отказывается (по крайней мере, публично) «быть втянутым в бесполезный пинг-понг исков и контр-исков». Но именно в словах Лапо, сказанных Corriere della Sera, завязывается эмоциональный узел: «К сожалению, диалог с матерью невозможен, пытались миллион раз… Я с грустью понял, что она саморазрушается и саморазрушает… Она разделила семью на две части». В 2015 году судебный иск Маргариты был признан Верховным судом необоснованным.
Каковы условия правопреемства
Когда донна Марелла умерла в 2019 г., условия наследования были такими, как изложено в женевских соглашениях: автоматический переход наследства консолидирует 60% декабря к Джону, а остальное — к его двум братьям. Это соглашение Маргарита теперь намерена снова оспорить, утверждая, что швейцарский договор не имеет никакой ценности перед итальянским законодательством, и, соответственно, заявляя о своем праве на законную долю наследства. «Безрассудные претензии, которым будет дан решительный отпор во всех инстанциях», — говорят источники, близкие к семье Элканнов.
Если бы это был телесериал (а, честно говоря, трудно понять, чего от него ждут: саги о богатых тяжбах — очень модный тренд), то это был бы момент флэшбэка, с историей трех детей, крепко держащихся друг за друга в окружении взрослых, полных проблем, связанных так, как могут быть связаны только те, кто разделил исключительные обстоятельства. Те самые дети, о которых Джиневра Элканн в своем первом режиссерском фильме «Магари» рассказывала: «Есть чужая мать, есть отсутствующий отец, а настоящее сердце семьи — это три младших брата». Лапо говорит: «Если бы мне пришлось отказаться от денег или компаний ради моих братьев, я бы отказался… Мы объединены не из-за компаний, а из-за любви, которая нас связывает, и потому что мы принимаем друг друга такими, какие мы есть. Дело не в деньгах: наследство — это способ, с помощью которого сложные семьи могут рассказать о себе».