Блошиные рынки, экономные магазины, винтажные бутики… Когда-то секонд-хенд был нишевым и, скажем прямо, немного «неудачным» предприятием. Сегодня не нужно быть экспертом в области моды, чтобы понять, что он стал глобальным и супергламурным явлением: в Европе наблюдают настоящий бум таких приложений, как Vinted и Depop, крупные компании электронной коммерции, такие как Zalando и About You, открывают новые разделы, посвященные винтажу, а теперь к ним присоединяются и крупные деятели моды.
От портала Gucci Vault, на котором выставлены на продажу исторические вещи бренда, мы переходим к Valentino, где Пьерпаоло Пиччоли представляет проект Valentino Archive, в рамках которого модель Зендая надевает тщательно отобранные винтажные вещи 1960-х и 1970-х годов. Jean Paul Gautier также запустил онлайн-архив предыдущих коллекций.
Винтаж вернулся во время пандемии
Цифры это подтверждают: во время пандемии бизнес «старых вещей» вырос на 30-40 миллиардов долларов по всему миру, а к 2025 году ожидается дальнейший рост на 15-20%. За последний год, согласно исследованию BVA Doxa, 7 из 10 европейцев предпочли покупать и продавать подержанные автомобили.
«После блокировки мы вернулись в себе в свои дома, и многие решили навести порядок в своих шкафах, начав рассматривать неиспользуемую одежду и предметы как возможность заработать деньги», – объясняет социолог Ванни Коделуппи. «Но успех секонд-хенда имеет и более отдаленные корни: с одной стороны, это увлечение прошлым с его аурой уверенности и ностальгии, которая усиливается во времена кризиса, подобного нынешнему, а с другой – растущее экологическое сознание, стремление дать новую жизнь предметам, инициируя круговую экономику».
Зилленниалы – самые ярые поклонники винтажа
Самыми ярыми сторонниками новой бизнес-модели являются Зилленниалы (англ. Zillennials), промежуточное поколение между Миллениалами и Поколением Z, родившиеся в период с 1993 по 1998 год. В частности, для них подержанные товары – это рациональный выбор (93%), умный (92%), делающий доступными высококлассные товары (30%) и не требующий чрезмерных затрат (28%).
Даже it-девочка современности, Зендая, принадлежит к Зилленниалам, она появилась на красной дорожке фильма «Эйфория», подростковой драмы, в которой она играет главную роль, в винтажном Valentino 90-х годов. Среди молодых знаменитостей, являющихся поклонниками одежды, бывшей в употреблении, – супермодель Белла Хадид и певица Оливия Родриго, которая неоднократно заявляла о своей страсти к музыке и винтажному дизайну.
Теперь это не просто одежда
Да, потому что если в прошлом секонд-хенд был синонимом одежды, то сегодня винтаж – это универсальный рынок. Примером тому может служить успех платформы Wallapop, недавно появившейся в Европе, где можно купить и приобрести все – от аксессуаров для тренировок дома до кухонных аксессуаров, вплоть до видеоигр и бытовой техники: всего за два месяца ее рост составил 140%. Плюс: есть также функция геолокации, позволяющая торговать с людьми, живущими в том же районе или городе.
Также декор, музыка, книги, видеоигры
Для тех, кто увлекается европейской мебелью, есть Deesup – новый рынок, где покупаются и продаются культовые предметы дизайна прошлого, или бюджетная альтернатива – программа Ikea BuyBack, где можно перепродавать и покупать товары шведского гиганта с оплатой ваучерами.
Часы, обувь и сумки – все в тренде, но страсть к первым видеоиграм также растет, а рынок винтажа уже захватил мир музыки и книг. «В социальных сетях, таких как TikTok, мы наблюдаем «перерождение» 80-х, 90-х и 2000-х годов, воспринимаемые молодыми людьми как золотой век, еще свободный от подавляющей власти технологий», – подтверждает социолог. «Он также объясняет успех «ретро-технологий» и аналоговых технологий, о чем свидетельствует возвращение виниловых пластинок, которые в прошлом году в США впервые с 1986 года обогнали по продажам CD».
Экология и винтаж
Покупка пары винтажных кроссовок экономит 19 кг CO2, куртка-бомбер – 13 кг, а в случае с джинсовой тканью – даже 33,4 кг. Об этом говорится в докладе «Эффект секонд-хенда 2020», подготовленном Шведским институтом экологических исследований.