Вот уж кто выходит из моды. Нынешний 2021 год — год головоломок для всех, от детства до четвертого возраста, и на всех широтах. Достаточно оглянуться вокруг: под пляжным зонтиком или у бассейна пожилые люди, увлеченные ребусами, викторинами и кроссвордами, не пропускают ни одного номера исторического журнала La Settimana Enigmistica, выходящего с 1932 года и единственного, который до сих пор обходится без рекламы.
Цифровые кроссворды и приложения
Но если заглянуть в смартфоны детей и внуков, то вместо привычной видеоигры можно обнаружить их погруженными в цифровые кроссворды. Тенденция, связанная с онлайновыми играми, обезлюдела за рубежом. Прежде всего, феномен «Нью-Йорк Таймс» (nytimes.com
Но за рубежом пошли еще дальше. Журнал The New Yorker во время пандемии активировал кроссворд в Интернете, чтобы его можно было решать вдвоем и на расстоянии. Среди молодежи также популярны приложения — от судоку до анаграмм и кроссвордов. Например, Cruciverba italiano (Android), превращающее кроссворды в увлекательное испытание, в котором вы сами выбираете уровень сложности и размер сетки, или Parole intrecciate, предлагающее лучшее из культовых игр даже для обладателей iPhone.
Дети любят играть со словами
О том, что молодежь любит играть со словами, свидетельствует успех таких мероприятий, как Comix Games. В октябре, во время Туринской книжной ярмарки, 18 учеников, отобранных из 200 средних и старших школ со всей Италии, будут соревноваться в лудо-лингвистических играх. Головоломки для самых маленьких — это растущий рынок, инструмент, который выходит за рамки развлечений: он стимулирует воображение и обучение, в том числе иностранным языкам», — объясняет Мануэла Меллини, писательница, создающая игры для различных газет и автор Libera-mente, сборника головоломок, анаграмм и викторин для развлечения в одиночку или в компании, опубликованного издательством Rizzoli.
«Исследования также утверждают, что это способствует повышению психической устойчивости и самооценки. Ведь разгадывание викторин и кроссвордов — это не только приятное занятие, особенно при повышении уровня сложности, но и способ тренировки логики, памяти и остроты зрения. А если вспомнить о ребусах и анаграммах, то как сильно они стимулируют латеральное мышление, умение находить альтернативные пути решения проблемы, умственный подход, который пригодится в очень многих жизненных ситуациях».
Головоломки изучаются в школе
В Баньоло-ин-Пьяно, в провинции Реджо-Эмилия, в средней школе Comparoni изучают головоломки — проект, который сформировался за несколько месяцев дистанционного обучения. Но не надо представлять себе головоломки судоку: дети тренируют свои логические навыки, самостоятельно составляя кроссворды, начиная с хорошо структурированных и подробных определений, которые взаимодействуют с их учебными предметами.
Здесь же с 14 по 17 октября пройдет и первый фестиваль итальянских головоломок. В течение четырех дней почти 10 000 жителей этого муниципалитета будут приглашены на конкурсы, лекции и мастер-классы для детей. При этом все желающие смогут принять участие в разгадывании гигантского кроссворда, а владельцы магазинов выставят в своих витринах ребусы, чтобы заинтересовать прохожих своим бизнесом (bit.ly
Загадки и головоломки для составления рассказов
«Даже с помощью головоломок можно рассказывать истории», — подтверждает Мануэла Беллини. «Игры — это язык. Я, как писатель, могу использовать слова, чтобы написать детективную историю или эссе. Но то же самое я могу делать, создавая головоломки, рассчитанные не только на тех, кто уже любит играть в игры, но и на тех, кто силен в каком-то вопросе и хочет проверить себя», — продолжает Меллини.
Могут ли тогда загадки рифмоваться с модой? Для модного дома Gucci это однозначное «да». В апреле гости цифровой презентации новой коллекции Aria получили специально созданный винтажный журнал с викторинами и кроссвордами, рассказывающий о предстоящем показе. Журнал «Gucciquiz!», созданный в сотрудничестве с другим историческим итальянским журналом «Domenica Quiz», представляет собой смесь головоломок, в которых модный бизнес превращается в игру.
Страсть итальянцев к головоломкам
Страсть итальянцев к головоломкам настолько велика, что существует большой спрос и на производителей интеллектуальных игр. «На самом деле, именно путем составления и практики можно прийти к тому, чтобы создавать их с нуля. Так случилось и со мной, который начал с самого раннего возраста, а затем предложил себя торговым журналам», — говорит Меллини.
Такие известные энтузиасты, как Роберто Веккиони, сотрудничающий с неаполитанским журналом о головоломках (lasibilla.net), или Паоло Конте, который также посвятил ребусам песню и постоянно бросает себе вызов ребусами и криптограммами, конечно, не нуждаются в представлении или резюме. «Использование ребусов в песнях — это немного для моего собственного развлечения, немного потому, что мне это нужно, чтобы заставить двойной смысл вибрировать», — вспоминает он. «Я покупаю La Settimana Enigmistica уже 60 лет и всегда жду ее с нетерпением».