«Существует множество способов поддерживать себя в форме и выражать свою индивидуальность. Но ни один из них, как балет, не позволяет заново открыть грацию и женственность, присущие каждой женщине».
35-летняя Алина Кинтана знает, о чем говорит: как бывшая профессиональная танцовщица, она — грациозность во плоти. Но ее мастерство заключается прежде всего в создании метода, который настолько популярен, что она продала 1600 экземпляров своей книги в первый же день самостоятельного издания и за два года завоевала 150 учеников только в Милане (у нее есть и другие в Барселоне), помимо тех, кто посещает онлайн-курс, созданный в связи с «избыточным спросом». Особенность? Она обучает балету людей старше 40 лет: женщин, которые, возможно, никогда не танцевали, но в детстве мечтали выступать на пуантах. И не только миланские «sciure» стремятся реализовать это давнее желание: в столице Balletto di Roma уже три года предлагает танцевальный курс для взрослых, созданный «как возможность для родителей молодых людей, посещающих балетные или современные классы», — объясняет координатор Пальма Морзилли. В Ферраре, в театре Ferrara Off, с 2017 года и по сей день посещаемость курсов такова, что в этом году они были увеличены вдвое: один уровень для тех, кто начинает заниматься с нуля, а другой — для тех, кто пришел из других танцевальных жанров. В Падуе, в самом центре Прато-делла-Валле, Ballet Center уже 10 лет предлагает «Cigni d’argento» — курс для взрослых с трехнедельным посещением, в котором участвуют по 15 человек в каждом из двух классов.
Помогает исследовать свою индивидуальность
Если физическая польза классического балета объективна, то причины, побуждающие заниматься им, различны и индивидуальны. Для 41-летней Валентины, менеджера банка, толчком послужило не столько отсутствие удовольствия от занятий спортом, сколько желание вновь открыть в себе страсть, которая подавлялась годами. «В тренажерном зале мне было чертовски скучно, а здесь я значительно улучшила свой мышечный тонус, получая при этом удовольствие. И потом, если на занятиях с девочками помладше есть конкуренция, то здесь мы чувствуем себя группой, сообществом, которое общается за пределами школы». Во «взрослом» классе есть и культурные моменты, когда рассказывается о балете, например, «Жизель» или «Эксельсиор», а потом, нередко, можно увидеть его в театре. «Таким образом, помимо углубления знаний о танце, через героинь этих произведений мы можем раскрыть больше граней своей личности и быть вместе многими женщинами», — поясняет Алина.
Пока педагог объясняет свои причины, на заднем плане звучат самые известные балетные мелодии: ведь для воспитания страсти к танцу музыка имеет огромное значение. «Прослушивание самых известных мотивов неожиданно возвращает нас в прошлое, в те времена, когда мы выступали в своей спальне», — говорит Валентина. Именно поэтому в некоторых школах, например в Ферраре, уроки сопровождаются живым звуком: «То, что пианист играет для учеников прямо на месте, вселяет в них огромную радость и энергию. Удовольствие от движения — вот тот драйв, который должен руководить теми, кто танцует. Нужно отбросить все суждения о себе и просто погрузиться в поток движений в такт музыке», — говорит Алессандра Фаббри, танцовщица, хореограф и педагог театра Ferrara Off. Не стоит забывать и о том, что, хотя танец и улучшает мышечный тонус и особенно координацию, «это не спорт, а искусство. Поэтому его целью не является достижение личного рекорда или физическое развитие: он родился как социальная, ритуальная, коллективная деятельность, подобно театру». Поэтому, несмотря на то, что в совместной работе на турнике и перед зеркалом может присутствовать элемент вызова самому себе, самым интересным, по мнению студентов, является ощущение общего роста, который, однако, обогащает каждого по-своему.
Откройте для себя новые физические возможности
«В детстве мы считали нормальным многократно повторять упражнения, прежде чем они получатся; став взрослыми, мы несколько утрачиваем эту привычку, а также терпение к себе и радость совместного обучения», — добавляет лектор. «Напротив, повторение упражнений позволяет нам открыть для себя новые физические возможности. И стимулировать, помимо памяти и гибкости, тип интеллекта, связанный с телом, который является быстрым, непосредственным, кинестетическим, эмпатическим. Со временем мы можем стать более интуитивными, потому что учимся инстинктивно замечать детали». Однако урок за уроком первой характеристикой, которая меняется, становится осанка. Теперь в течение дня я как будто «вспоминаю», что нужно расправить плечи и выпрямить шею», — говорит 42-летняя Ивана. Прямая осанка помогает мне чувствовать себя более открытой для окружающих и более уверенной в себе». Через то, как она расправляет плечи, женщина вновь осознает свое место в мире. А бум танцев в возрасте за 40 уже породил параллельный рынок: появились специальные линии одежды с юбками и купальниками, которые подходят и для женского телосложения.