История Элио Фиоруччи — это история моды, а также искусства, музыки, фотографии, молодости и бунтарства. Ее написал любопытный и непредсказуемый человек, бесстрашный и дальновидный экспериментатор, любитель путешествий, красоты и свободы.
Элио Фиоруччи и его первый магазин в Милане
31 мая 55 лет назад все, что представляет собой Элио Фиоруччи, материализовалось в его первом магазине, а точнее, в первом концептуальном магазине, который принес стиль свингующего Лондона в тень Мадоннины и вывел Милан на мировой уровень. Это поп-рай, наполненный всевозможными предметами, которые он, предтеча «охотников за крутизной», разыскивает по всему миру. «Увидимся в Fiorucci’s!» — это дежурная фраза каждого дня: это место встречи становится непреодолимым магнитом, где среди грохочущей музыки и демократичных цен молодые люди могут впервые сделать или не сделать покупки, не терпя надменных взглядов надменных продавцов. Вас окутывает вихрь красок, вещей, к которым можно прикоснуться. И вы трогаете, потому что не можете удержаться: сенсорный опыт в Fiorucci’s охватывает 360°, он не оставляет равнодушным. Здесь есть мода, а также пластиковые безделушки, садовые гномы, пластинки, книги, искусство, футболки с викторианскими ангелами, запах конфет, плакаты на стенах, выполненные его другом Оливьеро Тоскани, самые разрушительные рекламные кампании того времени.
Рекламные кампании вызывают скандал
И эти джинсы, наконец, призваны подчеркнуть женственность, превратив низ в сердечко, — интуиция, которая ослепляет Элио во время поездки на Ибицу. Он видит девушек топлесс, погружающихся в джинсы и всплывающих с намокшими и обтягивающими брюками: «В результате получались прекрасные ноги и ягодицы. Это были не просто женщины, а статуи цвета индиго», — вспоминает дизайнер в документальном фильме «Свободный дух», снятом Андреа Серви и Сваном Бергманом и представленном на Fashion Film Festival 2022 в Милане.
Мода — это еще и кино на фестивале Fashion Film Festival Milano
Мода по версии Фьоруччи
В компании Fiorucci мода приходит с улицы, вдохновляется рынками, такими как лондонский Carnaby Street, и начинает включать в себя. Миланец Элио Фьоруччи родился 10 июня 1935 г., в юности он помогал отцу в его магазине мужских тапочек и обуви, но вскоре стало ясно, что он обладает неуемным духом. Поворотным моментом стала поездка в «свингующий» Лондон, где жили «Битлз», Биба, Мэри Куант, откуда он привез в Милан свободу и трансгрессию, готовый встряхнуть свой город. Он почувствовал желание молодых людей избавиться от социального давления, навязывающего им формальную элегантность, которая им не принадлежит. Он пробуждает смелость одеваться так, чтобы выразить свою индивидуальность. Для своего магазина на площади Сан-Бабила он позвал скульптора Амалию дель Понте: ему нужна была не роскошная архитектура, а белая коробка, которую можно было бы заполнить радостным хаосом и которую за два дня и одну ночь расписал граффити Кит Харинг. Инаугурация в тот майский день, которую Адриано Челентано провел в розовом кадиллаке, прошла с оглушительным успехом.
Элио Фиоруччи: от Милана до Нью-Йорка
В 1974 г. Фьоруччи сделал «бис» в Милане: три мультисенсорных этажа на улице Торино для шопинга среди фонтанов, живых выступлений, автомата с кофе, ресторана, где подавали гамбургеры на тарелках Ричарда Джинори — фастфуда в Италии еще не существовало — и антикварного рынка «Tè alle 5″, где продавали подержанную одежду. Светлые годы впереди. В следующем году он открыл ресторан на Кингс Роуд в Лондоне, а в 1976 г. завоевал Нью-Йорк, на 59-й улице, еще одно культовое место. Способность Элио Фиоруччи создавать интригующие сочетания моды, искусства, музыки и дизайна порождает магнитные места, которые привлекают самых крутых интеллектуалов и художников, таких как Баския, Харинг и Энди Уорхол. Элио — магнит: он не говорит по-английски, но именно он организовал открытие легендарной Studio 54 в 1977 году. А в 1983 году для проведения мега-вечеринки в честь 15-летия бренда он пригласил полуизвестного диджея — Мадонну. Никто не обладает таким талантом, как Фиоруччи. Тот, у кого нет воображения, живет в страхе, нужно бросить свое сердце через барьер», — повторял он. После трех десятилетий чудес, в 1990 году, из-за финансовой неэффективности, Фиоруччи продал бизнес японцам. В 2015 году, в год смерти Элио, была предпринята попытка перезапустить бренд, но магазины по всему миру закрылись, а в 2003 году в Вундеркамере в Сан-Бабиле навсегда погас свет. Что же осталось для нас? Ностальгия по той позитивной энергии, игривой непочтительности, творческим настроениям. Когда я вспоминаю об этом сегодня, сердце замирает.
Мадонна, первое фото в социальных сетях после испуга